О рассмотрении судами споров с участием публично-правовых образований
Аннотация
В статье предложено сформировать новый вид гражданского и арбитражного судопроизводства – производство по делам с участием публично-правовых образований. Автор на основе анализа правовых позиций высших судов России, положений действующего материального и процессуального законодательства и судебной практики полагает, что публично-правовые образования, к которым следует относить и публичные юридические лица, реализуют в рамках гражданских правоотношений публичные интересы, что требует процессуальной специфики рассмотрения и разрешения возникающих из этих правоотношений споров. Обосновывается повышение процессуальной роли суда в этих делах, указано на необходимость закрепления процессуальных презумпций и четкого определения процессуального статуса прокурора, предъявившего иск в защиту государства.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Арбитражный и гражданский процесс № 01/2026 |
| Страницы | 12-17 |
| DOI | 10.18572/1812-383X-2026-1-12-17 |
Действующее гражданско-процессуальное законодательство в настоящее время регулирует порядок разрешения только частноправовых конфликтов. В связи с принятием в 2015 г. КАС РФ дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, за исключением дел публично-правовой природы, подведомственных арбитражным судам, должны рассматриваться и разрешаться по его правилам. Между тем, de facto суды общей юрисдикции разрешают большое число дел публично-правового характера по правилам ГПК РФ.
С одной стороны, ГК РФ к числу участников гражданских правоотношений, кроме граждан и юридических лиц, относит публично-правовые образования. От их имени в гражданских правоотношениях могут участвовать органы государственной власти и местного самоуправления (ч. 1,2 ст. 125 ГК РФ). То есть, действия органов государственной власти и местного самоуправления являются действиями Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В рамках гражданских правоотношений установлено равенство прав их субъектов, не делается исключения и для публично-правовых образований (ст. 124 ГК РФ).
Таким образом, системное толкование положений Гражданского кодекса приводит к выводу, что органы государственной власти и местного самоуправления могут участвовать в гражданских правоотношениях исключительно на условиях их равенства с гражданами и юридическими лицами. Этот вывод прочно поддерживается правовой позицией Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
С другой стороны, многие отношения, регулируемые отдельными нормами гражданского законодательства, явно основаны на властном подчинении одной стороны другой. Такими, публичными по своей сути, являются правоотношения, связанные с изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд, правоотношения, возникающие в связи с заключением и исполнением государственных контрактов, отношения в сфере оборота недвижимого имущества (в части обязательной государственной регистрации перехода прав), в области пенсионного и иного социального обеспечения граждан, отношения, связанные с заключением и расторжением брака, лишением родительских прав и т.п.
Во всех этих правоотношениях участвуют органы государственной власти или местного самоуправления, занимающие по отношению к другой стороне (гражданину) властное положение, но регулируются они нормами гражданского законодательства. Так, Т.Е. Абова описывала публично-правовые элементы в гражданско-правовом регулировании на примере государственных закупок.
