Экономическая эффективность как критерий экономического анализа интеграционного и международного частного права: применим ли принцип Парето?
Аннотация
Статья посвящена анализу экономической эффективности как критерия нормативной оценки права с позиций экономического анализа. Автор рассматривает возможность применения Парето-критерия в сфере интеграционного и международного частного права, а также его ограничения. Предлагается альтернативный подход с учетом дистрибутивной справедливости и аксиологического компонента правопорядка интеграционного объединения.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Право между Востоком и Западом № 04/2025 |
| Страницы | 77-88 |
| DOI | 10.18572/3034-2953-2025-4-77-88 |
Экономической теорией признано, что экономический анализ права проходит на двух этапах: оценка ex-post действующих норм права в контексте существующих правовых последствий (позитивный анализ) и оценка ex-ante возможных последствий регулирования с позиций социальной целесообразности (нормативный анализ). Целью нормативного анализа является выработка рекомендаций законодателю, основанных на экономическом анализе последствий нормотворческих стратегий.
Критика представителей школы экономического анализа в отношении юридического формализма нормотворческого процесса сводится к чрезмерной закрытости этой системы, без обращения к другим дисциплинам, нацеленности на согласованность, последовательность и непротиворечие нового регулирования ранее действовавшему, чтобы аналогичные дела рассматривались одинаково, без анализа ценностей, которые лежат в основе правовой системы, их природы и генезиса и без обращения к иным источникам ценностей, что существенным образом снижает потенциал реформирования права. В стремлении избежать противоречий, сгладить несоответствия и реализовать саморегулирующуюся гармонию принципов и норм права процесс нормотворчества подвержен трансформации, реинтерпретации или порой отказу от конкретных решений в целях соответствия стандарту согласованности и последовательности..
Нельзя не согласиться с тезисом о том, что в основе нормотворческого процесса, обеспечиваемого юридической наукой, должен лежать междисциплинарный подход в целях достижения большей последовательности и объяснения логических взаимосвязей системы. Середина прошлого века ознаменована идеей необходимости использовать экономическую теорию в процессе нормативного анализа. Используя яркую метафору, знаменитый американский ученый G. Calabresi называет экономический анализ архимедовой точкой опоры, на которую следует установить рычаг, который помогает ученому, когда это уместно, сдвинуть закон, т.е. обосновать необходимость изменения существующей реальности.
Экономическая теория при осуществлении анализа права использует различные принципы оценки. Одним из наиболее важных принципов, применяемых как на стадии нормотворчества, так и на стадии правоприменения в целях оценки действующих норм права является принцип эффективности, критерий, который не имеет четких границ и понимается по-разному различными представителями экономической и правовой академической среды.
Свое начало он берет в экономике благосостояния (welfare economics), концепция которого при осуществлении нормативного анализа включает оценку не только уровня материального довольства индивида — потребляемые товары и услуги, социальные и экологические удобства, но и степени его самореализации, эстетической удовлетворенности, контактов с другими людьми и группами и иных ценностей, которые имеют нематериальную форму. В негативном выражении благосостояние включает вред, причиненный его личности и имуществу, понесенные издержки и неудобства. Благосостояние, охватывая ситуации неопределенности, включает стоимость защиты от риска, включая возможность страхования.
В своей работе «Экономический анализ права» американский ученый, судья Р. Познер предлагает в процессе нормативного анализа права использовать экономическую эффективность вместо категории «справедливость».
Принцип экономической эффективности оценивает норму права с позиции оптимальности распределения благ и прав. Понятие эффективности в экономическом анализе шире его общеупотребимого значения. На бытовом уровне оно включает соотношение затрат и прибыли (дохода), которое влечет достижение цели с минимальными затратами, однако сама цель не является предметом анализа. Таким пониманием руководствуется и юридическая наука. Наоборот, в экономике благосостояния категория «эффективность» охватывает не только отношение средства — результат, но и непосредственно саму цель такого отношения. Эффективность в экономике благосостояния означает не просто достижение произвольной цели в условиях благоприятного соотношения конечного результата и промежуточных затрат, но включает и оценку цели регулирования, которая представляет собой достижение наиболее благоприятного социального устройства и включает совокупность социальных условий, в том числе нематериальные блага индивидов.
