Правовые основы реализации внешних функций государства в КНР
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению вопроса о практических аспектах реализации Закона КНР о международных отношениях 2023 г. На основании изучения практики международного общения китайской стороны с другими странами сделан вывод о значительном влиянии принятого Закона на внешнеполитическую деятельность Китая и формирование строгой нормативности при реализации внешних функций государства.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Право между Востоком и Западом № 04/2025 |
| Страницы | 58-62 |
| DOI | 10.18572/3034-2953-2025-4-58-62 |
Основы внешней политики КНР определяются партийными документами и конституционными нормами. В системе нормативного правового регулирования реализации внешних функций государства в Китае особое место принадлежит Закону о международных отношениях Китая, принятому в июне 2023 г. и вступившему в силу 1 июля 2023 г. Этот документ в своем роде уникален. Во многих зарубежных странах отсутствует единый целостный закон, излагающий базовые основы и принципы внешнеполитической деятельности государства. Закон вобрал в себя ранее разрозненные по различным документам правовые идеи и руководящие наставления, а благодаря их оформлению в рамки законодательного акта данные идеи и наставления трансформировались из неосязаемого субстанциального явления в непосредственное руководство к действию.
Закон о международных отношениях включает шесть глав. Он начинается с изложения общих принципов. Соответствующая глава имеет важное значение, так как в ней сформулированы базовые начала и принципы внешней политики Китая, которыми обязаны руководствоваться все органы власти и их должностные лица. Основы предопределяют направление регулирующего воздействия государства в отношении иных аспектов деятельности по реализации внешних функций государства. В первой главе Закона о международных отношениях сформулированы цели внешней политики, которые могут быть сведены к нескольким основным постулатам: миролюбие, отстаивание собственных интересов и национальной безопасности.
Своеобразным и непривычным для западного эксперта выглядит ст. 3 Закона о международных отношениях, фиксирующая мировоззренческо-философские основы внешней политики Китая. Они складываются из симбиоза и единения идей марксизма-ленинизма, взглядов Мао Цзэдун, Дэн Сяопина, Си Цзиньпина, размышлений о трех представителях, научного подхода. Также важное значение имеет четкое формулирование перечня принципов китайской внешней политики.
Вторая глава Закона о международных отношениях характеризуется более прикладным характером, так как в ней перечислены основные функции и полномочия центральных органов государственной власти Китая во внешнеполитической сфере.
Цели и задачи внешней политики страны более подробно раскрыты в третьей главе Закона о международных отношениях. Китайская концепция отношений с другими странами предполагает обязательный учет общецивилизационных задач и будущности всего человечества в целом. Китайское политическое руководство совершенно справедливо принимает в расчет глобализирующуюся реальность, в условиях которой поступательное национальное развитие невозможно без контекста будущности человечества. Поэтому в законе четко прослеживается уважительное отношение к Организации Объединенных Наций, признание вневременной и непреходящей ценности этой организации.
Согласно ст. 27 Закона о международных отношениях одним из аспектов внешней политики Китая является оказание помощи другим странам для содействия их гуманитарному, экономическому и иному развитию. Это направление внешнеполитической активности в полной мере соответствует пониманию Китаем своей роли и места в системе государств.
Четвертая глава Закона о международных отношениях содержит различные общеправовые и политические постулаты, логично связанные с другими нормами закона. Так, в этой главе более развернуто описано содержание обязательства Китая выполнять международные договоры, участником которых он является. Пятая глава указанного закона посвящена основам финансово-организационного обеспечения реализации внешней политики страны. Шестая глава является сугубо технической, так как состоит всего из одной статьи, касающейся вступления закона в силу.
