Дата публикации: 24.12.2025

Преодоление переживания террористической угрозы студентами: внутренние и внешние предикторы

Аннотация

В статье изучены предикторы снижения интенсивности переживания террористической угрозы у студентов, проживающих в разных регионах Российской Федерации. В исследовании приняли участие 349 студентов колледжей из г. Белгорода, г. Москвы и региональных городов – г. Уфы и г. Усмани. Установлено, что значимые предикторы снижения переживания угрозы теракта у студентов включают внутренние и внешние факторы. Их выраженность зависит от характера самой угрозы (реальной/опосредованной). Выявлено, что у студентов из г. Белгорода значимыми являются внутренние предикторы: адаптационные способности личности, эффективные стратегии совладания со стрессом, целеустремленность. У студентов из г. Москвы наибольшую нагрузку в снижении переживаний берут на себя внутренние предикторы – стрессоустойчивость и способности адаптации; при этом внешнее условие – благополучие на переменах в колледже – оказывает сравнительно меньшее влияние. У студентов из региональных городов единственным предиктором снижения переживания угрозы выступает внешнее условие – эмоциональная безопасность образовательной среды.




Введение

В современном мире среди проблем, нарушающих безопасность личности, особую значимость приобретает проблема террористической угрозы. В социально напряженных условиях особенно уязвимой является молодежь, находящаяся на этапе становления идентичности, формирования мировоззрения, жизненных установок и ценностей.

Терроризм характеризуется применением насилия, направленностью на мирное население, непредсказуемостью, масштабностью, политической (и/или идеологической) мотивацией, демонстративностью. Ю.В. Быховец, Н.В. Тарабрина установили, что травматической для человека может быть не только ситуация реальной встречи с терроризмом, но и субъективное ее восприятие, опосредованное информационным воздействием и представлением о террористической угрозе. К последствиям переживания террористической угрозы ученые относят выраженную бдительность и подозрительность, повышенную тревожность и беспокойство, развитие депрессии и посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), зависимое поведение, враждебность к представителям других национальностей, фрустрацию, развитие страхов, утрату чувства безопасности, ускоренное старение, психосоматические заболевания.

Исследователи называют следующие необходимые условия для успешного преодоления психотравмирующих факторов:

1) психологическую безопасность личности – «психическое состояние, позволяющее сохранять устойчивость в среде с психотравмирующими воздействиями, обеспечивающее сопротивляемость деструктивным внешним и внутренним воздействиям, отражающееся в переживании своей защищенности/незащищенности в конкретной жизненной ситуации»;

Список литературы

1. Баева И.А. Особенности личностных ресурсов психологической безопасности студентов разных уровней образования в напряженной социальной среде / И.А. Баева, И.В. Кондакова, М.-Е.-Л.С. Соколова, Ю.С. Степанова // Психолого-педагогические исследования. 2025. №
2. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: становление направления и перспективы развития / И.А. Баева // Экстремальная психология и безопасность личности. 2024. Т. 1. № 3. С. 5–19. DOI: 10.17759/epps.2024010301
3. Березина Т.Н. Диагностика биопсихологического возраста / Т.Н. Березина // Биопсихологический возраст и здоровье профессионалов: Перспективы антистарения : международная коллективная монография / под редакцией Т.Н. Березиной. Москва : Издательский дом Акад
4. Березина Т.Н. Жизненные силы как ресурс профессионального долголетия: обзор отечественных и зарубежных исследований / Т.Н. Березина // Современная зарубежная психология. 2025. № 14 (2). С. 47–56. DOI: 10.17759/jmfp.2025140205
5. Березина Т.Н. Эмоциональная безопасность образовательной среды и когнитивные процессы / Т.Н. Березина // Современное образование. 2019. № 3. С. 29–43. DOI: 10.25136/2409-8736.2019.3.29191
6. Бойко О.В. Результаты исследования индивидуально-психологических особенностей переживания личностью ситуации военного конфликта / О.В. Бойко, Н.В. Новикова // Научная сокровищница образования Донетчины. 2021. № 2. С. 87–92.
7. Быховец Ю.В. Психологическая оценка переживания террористической угрозы: Руководство / Ю.В. Быховец, Н.В. Тарабрина. Москва : Институт психологии РАН, 2010. 84 с.
8. Екимова В.И. Кибербуллинг – вызов психологической безопасности и психологическому благополучию подростка / В.И. Екимова, А.Б. Козлова, А.В. Левченко // Личностные ресурсы антистарения : монография / общая редакция Т.Н. Березиной, А.В. Литвиновой. Москва :
9. Нестик Т.А. Психология глобальных рисков / Т.А. Нестик, А.Л. Журавлев. Москва : Институт психологии РАН, 2018. 402 с.
10. Никулина А.А. Структура жизненных ориентаций личности, проживающей в экстремальной социогенной ситуации : автореферат кандидата психологических наук / А.А. Никулина. Горловка, 2025. 24 с.
11. Приходько И.И. Психодиагностический инструментарий определения психологической безопасности личности специалиста экстремального вида деятельности / И.И. Приходько // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 3 (40). С. 28–31.
12. Резапкина Г.В. Саморазрушительное поведение: причины и профилактика / Г.В. Резапкина // Академический вестник Академии социального управления. 2017. № 2 (24). С. 18–24.
13. Рыльская Е.А. Тест «Жизнеспособность человека»: разработка и психометрические характеристики / Е.А. Рыльская // Социум и власть. 2016. № 1 (57). С. 25–30.
14. Финогенова Т.А. Влияние травматических переживаний на психологическую безопасность личности обучающихся в контексте террористической угрозы / Т.А. Финогенова, А.А. Берко // Экстремальная психология и безопасность личности. 2024. Т. 1. № 2. С. 61–75. DOI:
15. Финогенова Т.А. Особенности психологического переживания студентами Московского региона длительной террористической угрозы / Т.А. Финогенова // Прикладная юридическая психология. 2025. № 2 (71). С. 149–159. DOI: 10.33463/2072-8336.2025.2(71).149–159
16. Финогенова Т.А. Психологическая безопасность как средство противодействия стресс-факторам и их влиянию на биопсихологический возраст / Т.А. Финогенова // Личностные ресурсы антистарения : монография / общая редакция Т.Н. Березиной, А.В. Литвиновой. Москва

Остальные статьи