Государственный строительный надзор и охрана окружающей среды
Аннотация
В статье рассмотрено соотношение государственного строительного надзора с государственным экологическим надзором. Автор показывает, что строительный и экологический надзор имеют общие организационно-правовые формы, но различную предметную сферу: первый связан с безопасностью строительства, второй — с охраной окружающей среды. Особое внимание уделено проблеме дублирования функций строительного и экологического надзора, а также нормативной неопределенности разграничения их компетенций. Автор обосновывает необходимость правовой координации двух видов надзора, унификации процедур, развития риск-ориентированного подхода и цифровизации контрольной деятельности.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Экологическое право № 06/2025 |
| Страницы | 20-23 |
| DOI | 10.18572/1812-3775-2025-6-20-23 |
Институт государственного строительного надзора (далее — ГСН) занимает особое место в системе публичного контроля Российской Федерации. Первоначально он формировался как правовой механизм обеспечения качества и безопасности строительства, направленный на соблюдение технических регламентов и проектных решений. Однако в условиях постепенной экологизации публичного права институт ГСН приобрел дополнительное измерение — функцию опосредованной охраны окружающей среды. Современное развитие строительного сектора, в особенности в рамках реализации национальных проектов, обусловило усиление экологического аспекта надзорной деятельности, поскольку масштабное жилищное и инфраструктурное строительство неизбежно сопряжено с рисками негативного воздействия на природную среду.
С одной стороны, увеличение темпов строительства отвечает социальным и экономическим задачам государства. С другой стороны, интенсивное освоение территорий сопровождается вырубкой зеленых насаждений и повышением нагрузки на атмосферу и почвы. Чем активнее реализуются строительные проекты, тем острее проявляются экологические риски: эрозия земель, загрязнение воздуха и водных объектов, рост количества строительных отходов.
В такой ситуации роль ГСН как «фильтра» экологически небезопасных решений усиливается: он становится не просто гарантом технической безопасности, но и барьером, предотвращающим ухудшение состояния природной среды.
Правовое регулирование ГСН закреплено в ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ), Федеральном законе «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 248-ФЗ) и было реализовано в Постановлении Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. № 54. Государственный экологический надзор, в свою очередь, основывается на положениях Федерального закона «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) и иных отраслевых законах, а его реализация возложена на Росприроднадзор.
Хотя процедуры обоих видов надзора во многом совпадают (проверки, предписания, санкции), они направлены на разные цели. Для строительного надзора ключевым является соответствие строительных процессов техническим и градостроительным нормам, тогда как экологический надзор контролирует воздействие хозяйствующих субъектов на природную среду.
