Дата публикации: 25.12.2025

Государственный строительный надзор и охрана окружающей среды

Аннотация

В статье рассмотрено соотношение государственного строительного надзора с государственным экологическим надзором. Автор показывает, что строительный и экологический надзор имеют общие организационно-правовые формы, но различную предметную сферу: первый связан с безопасностью строительства, второй — с охраной окружающей среды. Особое внимание уделено проблеме дублирования функций строительного и экологического надзора, а также нормативной неопределенности разграничения их компетенций. Автор обосновывает необходимость правовой координации двух видов надзора, унификации процедур, развития риск-ориентированного подхода и цифровизации контрольной деятельности.




Институт государственного строительного надзора (далее — ГСН) занимает особое место в системе публичного контроля Российской Федерации. Первоначально он формировался как правовой механизм обеспечения качества и безопасности строительства, направленный на соблюдение технических регламентов и проектных решений. Однако в условиях постепенной экологизации публичного права институт ГСН приобрел дополнительное измерение — функцию опосредованной охраны окружающей среды. Современное развитие строительного сектора, в особенности в рамках реализации национальных проектов, обусловило усиление экологического аспекта надзорной деятельности, поскольку масштабное жилищное и инфраструктурное строительство неизбежно сопряжено с рисками негативного воздействия на природную среду.

С одной стороны, увеличение темпов строительства отвечает социальным и экономическим задачам государства. С другой стороны, интенсивное освоение территорий сопровождается вырубкой зеленых насаждений и повышением нагрузки на атмосферу и почвы. Чем активнее реализуются строительные проекты, тем острее проявляются экологические риски: эрозия земель, загрязнение воздуха и водных объектов, рост количества строительных отходов.

В такой ситуации роль ГСН как «фильтра» экологически небезопасных решений усиливается: он становится не просто гарантом технической безопасности, но и барьером, предотвращающим ухудшение состояния природной среды.

Правовое регулирование ГСН закреплено в ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ), Федеральном законе «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 248-ФЗ) и было реализовано в Постановлении Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. № 54. Государственный экологический надзор, в свою очередь, основывается на положениях Федерального закона «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) и иных отраслевых законах, а его реализация возложена на Росприроднадзор.

Хотя процедуры обоих видов надзора во многом совпадают (проверки, предписания, санкции), они направлены на разные цели. Для строительного надзора ключевым является соответствие строительных процессов техническим и градостроительным нормам, тогда как экологический надзор контролирует воздействие хозяйствующих субъектов на природную среду.

Список литературы

1. Боголюбов С.А. Реализация экологической политики посредством права : монография / С.А. Боголюбов. Москва : Инфра-М, 2015. 318 с.
2. Величко А.Ю. Контрольно-надзорная деятельность государства: система и ее элементы / А.Ю. Величко // Государство и право. 2008. № 1. С. 100–104.
3. Голиченков А.К. Концепция Экологического кодекса Российской Федерации: основные положения / А.К. Голиченков // Современное экологическое право в России и за рубежом : сборник научных трудов / ответственный редактор О.Л. Дубовик. Москва : Институт научной
4. Жаркой М.Э. Государственная экспертиза результатов инженерных изысканий: некоторые проблемы правового регулирования // Стратегии устойчивого развития: социальные, экономические и юридические аспекты : материалы V Всероссийской научно-практической конферен
5. Заславская Н.М. Государственный экологический контроль: термины и определения / Н.М. Заславская // Закон. 2010. № 4. С. 163–169.
6. Заславская Н.М. Концепция правового регулирования цифровизации государственного экологического управления : диссертация доктора юридических наук / Н.М. Заславская. Москва, 2024. 578 с.
7. Морозов A.B. Контроль и надзор в системе исполнительной власти современной России : общеправовой анализ : диссертация кандидата юридических наук / A.B. Морозов. Владимир, 2004. 169 с.
8. Подъяблонская Л.Д. Теоретические основы государственного контроля и надзора в сфере строительной деятельности // Вестник науки и образования. 2022. № 9 (129). С. 54–61.
9. Студеникина М.С. Государственный контроль в сфере управления: проблемы надведомственного контроля / М.С. Студеникина. Москва : Юридическая литература, 1974. 160 с.
10. Урасова А.А. Цифровая трансформация регионального пространства в контексте изменения стратегических приоритетов : монография / А.А. Урасова, Л.В. Глезман, С.С. Федосеева [и др.] ; ответственный редактор А.А. Урасова. Екатеринбург : Уральский государственн

Остальные статьи