Правовое обеспечение целевого расходования неналоговых платежей в сфере охраны окружающей среды и природопользования
Аннотация
Статья посвящена проблемам правового обеспечения целевого расходования поступающих в бюджеты обязательных неналоговых платежей, связанных с использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды. Рассмотрены проблемы целевого расходования платы за негативное воздействие на окружающую среду и платежей по искам о возмещении вреда окружающей среде.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Экологическое право № 06/2025 |
| Страницы | 16-19 |
| DOI | 10.18572/1812-3775-2025-6-16-19 |
В экологическом и природоресурсном законодательстве нач. 90-х годов прошлого века были предприняты попытки как бюджетной, так и внебюджетной консолидации ряда публично-правовых платежей, связанных с природопользованием, с установлением их последующего целевого расходования на реализацию мер по охране окружающей среды, по воспроизводству, охране и восстановлению природных ресурсов.
К числу указанных платежей относились плата за загрязнение окружающей природной среды, иные неналоговые и налоговые платежи за использование земли, водных объектов, лесов, ресурсов недр, животного мира; административные штрафы за правонарушения в сфере охраны окружающей среды и природопользования; компенсации за причинение вреда окружающей среде, ее отдельным компонентам; средства, вырученные от реализации конфискованной продукции, полученной в результате незаконного природопользования (древесины, водных биологических ресурсов и проч.), и конфискованных орудий незаконного промысла, в том числе транспортных средств.
Организационно-правовой формой консолидации перечисленных платежей были фонды, образуемые как в форме некоммерческих организаций, так и в качестве бюджетных или внебюджетных фондов денежных средств, аккумулируемых на специальных счетах.
Однако в рассматриваемый период основными изъянами механизма целевого финансирования природоохранных мероприятий, не позволившими создать финансовые гарантии их реализации, стали, во-первых, причины юридико-технического характера — недостаточное нормативное правовое обеспечение порядка аккумулирования денежных средств и их расходования в рамках бюджетного законодательства, законодательства об охране окружающей среды и о природных ресурсах. Во-вторых, существовали причины экономического порядка — гиперинфляция 1990-х годов, при которой денежные средства, в том числе поступающие на бюджетные или внебюджетные счета и в формируемые за их счет фонды, стремительно обесценивались, что делало нерациональным их исключение из оборота даже на небольшие сроки.
Возвращаясь к упомянутым юридико-техническим проблемам централизованного финансирования — через специально образуемые фонды, — следует отметить в качестве одного из основных изъянов бланкетное законодательное закрепление и преимущественно подзаконное регулирование порядка формирования и расходования средств названных фондов.
