Дата публикации: 24.12.2025

Беспилотное транспортное средство как объект гражданских прав

Аннотация

В статье рассматривается правовая природа беспилотного транспортного средства как объекта гражданских прав в условиях стремительного развития информационных технологий. Особое внимание автором уделяется необходимости пересмотра традиционных подходов к регулированию отношений, связанных с производством и использованием беспилотного транспортного средства. Автор подчеркивает важность формирования новых конструкций гражданско-правовой ответственности, учитывающих роль каждого участника при разработке и эксплуатации беспилотных транспортных средств.




Стремительное развитие информационных технологий в транспортной сфере ставит перед государством новые задачи, связанные с внедрением в гражданский оборот современных технологических решений. Появление таких новейших технологий, как беспилотное транспортное средство (далее — БТС), обуславливает необходимость его законодательного закрепления. В условиях современных реалий указанное транспортное средство следует рассматривать не только как объект экспериментально-правовых режимов, но и как потенциальный объект гражданских прав. Однако в настоящее время гражданское законодательство не содержит конкретных положений, позволяющих однозначно квалифицировать БТС в качестве объекта гражданских прав, определить его правовой режим, а также сформировать правовые основы его безопасного использования.

Особую сложность представляет определение правового режима БТС как «сложного» объекта гражданских прав, сочетающего в себе признаки транспортного средства и интеллектуальной деятельности. Кроме того, некоторые модели БТС основываются на технологиях искусственного интеллекта, что, в свою очередь, порождает необходимость разработки специального подхода к правовому регулированию отношений по использованию БТС.

Вместе с тем использование традиционных правовых конструкций для регулирования отношений по эксплуатации БТС порождает ряд вопросов, связанных с эффективностью такого подхода, в частности, о допустимости применения общих положений о вещах, источнике повышенной опасности и др. Отсутствие комплексного и специального регулирования в данной области существенно сдерживает развитие рынка беспилотных технологий и препятствует процессам их коммерциализации. Таким образом, на сегодняшний день важно определить, к какому из видов объектов гражданских прав следует отнести БТС.

Говоря о сущности какого-либо явления, следует исходить из того, что сущность как таковая (лат. essentia, substantia) — это «смысл вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых, под влиянием тех или иных обстоятельств, состояний вещи». Тем самым сущность какого-либо явления определяется путем выделения его характерных признаков.

Определяя сущность такой категории, как «беспилотное транспортное средство», необходимо проанализировать исходное понятие, производной от которого оно является, — «транспортное средство». Впервые транспортное средство в качестве объекта гражданских прав упоминалось в 1019 г. в своде древнерусского права «Русская Правда», включающем отдельные нормы Закона Русского, «Правду» Ярослава Мудрого, «Правду» Ярославичей, «Устав» Владимира Мономаха и др., принятом в 1019–1054 гг. В указанном нормативном правовом акте гужевой транспорт использовался в качестве предмета аренды (найма), который в первоначальном виде опосредовался в статьях о закупе. Последующие писаные своды правил и документов продолжали развивать данный институт.

Список литературы

1. Белякова А.М. Имущественная ответственность за причинение вреда / А.М. Белякова. Москва : Юридическая литература, 1979. 110 с.
2. Вавилин Е.В. Аренда транспортных средств : автореферат диссертации кандидата юридических наук / Е.В. Вавилин. Саратов, 1999.
3. Гражданское право : учебник для студентов вузов / ответственный редактор Е.А. Суханов. В 2 томах. Т. 2, полутом 1 / В.В. Витрянский, В.С. Ем, И.А. Зенин [и др.]. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : БЕК, 2004. 681 с.
4. Демография в социально-правовом измерении : коллективная монография / Д.А. Агапов, А.В. Афанасьевская, Ю.Н. Боярская [и др.] ; под редакцией Л.В. Саенко. Саратов : Саратовская государственная юридическая академия, 2025. 317 с.
5. Мызров С.Н. Договор аренды / С.Н. Мызров ; ответственный редактор В.П. Воложанин. Ульяновск : Ульяновский государственный университет, 2001. 168 с.
6. Российское законодательство X–XX веков. В 9 томах / под общей редакцией О.И. Чистякова. Т. 1. Законодательство Древней Руси / ответственный редактор В.Л. Янин. Москва : Юридическая литература, 1984. 430 с.
7. Собчак А.А. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда действием источника повышенной опасности : диссертация кандидата юридических наук / А.А. Собчак. Москва, 1964. 317 с.
8. Федоров Д.В. Безвиновная ответственность за причинение вреда при эксплуатации высокоавтоматизированного и полностью автоматизированного транспортного средства как источника повышенной опасности / Д.В. Федоров // Вестник гражданского права. 2020. № 6. С. 1
9. Философский энциклопедический словарь / под редакцией Л.Ф. Ильичева, П.Н. Федосеева [и др.]. Москва : Советская энциклопедия, 1989. 815 с.

Остальные статьи