Беспилотное транспортное средство как объект гражданских прав
Аннотация
В статье рассматривается правовая природа беспилотного транспортного средства как объекта гражданских прав в условиях стремительного развития информационных технологий. Особое внимание автором уделяется необходимости пересмотра традиционных подходов к регулированию отношений, связанных с производством и использованием беспилотного транспортного средства. Автор подчеркивает важность формирования новых конструкций гражданско-правовой ответственности, учитывающих роль каждого участника при разработке и эксплуатации беспилотных транспортных средств.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Транспортное право № 04/2025 |
| Страницы | 26-29 |
| DOI | 10.18572/1812-3937-2025-4-26-29 |
Стремительное развитие информационных технологий в транспортной сфере ставит перед государством новые задачи, связанные с внедрением в гражданский оборот современных технологических решений. Появление таких новейших технологий, как беспилотное транспортное средство (далее — БТС), обуславливает необходимость его законодательного закрепления. В условиях современных реалий указанное транспортное средство следует рассматривать не только как объект экспериментально-правовых режимов, но и как потенциальный объект гражданских прав. Однако в настоящее время гражданское законодательство не содержит конкретных положений, позволяющих однозначно квалифицировать БТС в качестве объекта гражданских прав, определить его правовой режим, а также сформировать правовые основы его безопасного использования.
Особую сложность представляет определение правового режима БТС как «сложного» объекта гражданских прав, сочетающего в себе признаки транспортного средства и интеллектуальной деятельности. Кроме того, некоторые модели БТС основываются на технологиях искусственного интеллекта, что, в свою очередь, порождает необходимость разработки специального подхода к правовому регулированию отношений по использованию БТС.
Вместе с тем использование традиционных правовых конструкций для регулирования отношений по эксплуатации БТС порождает ряд вопросов, связанных с эффективностью такого подхода, в частности, о допустимости применения общих положений о вещах, источнике повышенной опасности и др. Отсутствие комплексного и специального регулирования в данной области существенно сдерживает развитие рынка беспилотных технологий и препятствует процессам их коммерциализации. Таким образом, на сегодняшний день важно определить, к какому из видов объектов гражданских прав следует отнести БТС.
Говоря о сущности какого-либо явления, следует исходить из того, что сущность как таковая (лат. essentia, substantia) — это «смысл вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых, под влиянием тех или иных обстоятельств, состояний вещи». Тем самым сущность какого-либо явления определяется путем выделения его характерных признаков.
Определяя сущность такой категории, как «беспилотное транспортное средство», необходимо проанализировать исходное понятие, производной от которого оно является, — «транспортное средство». Впервые транспортное средство в качестве объекта гражданских прав упоминалось в 1019 г. в своде древнерусского права «Русская Правда», включающем отдельные нормы Закона Русского, «Правду» Ярослава Мудрого, «Правду» Ярославичей, «Устав» Владимира Мономаха и др., принятом в 1019–1054 гг. В указанном нормативном правовом акте гужевой транспорт использовался в качестве предмета аренды (найма), который в первоначальном виде опосредовался в статьях о закупе. Последующие писаные своды правил и документов продолжали развивать данный институт.
