Проблемы обеспечения безопасности движения велосипедистов по проезжей части автомобильных дорог в населенных пунктах
Аннотация
Четыре года назад велосипедистка со стажем, являющаяся одновременно научно-педагогическим работником, решила сделать пробу пера на волнующую ее как активного велопользователя тему правовой регламентации отношений с участием владельцев колесных транспортных средств, приводимых в движение мускульной силой человека через педали или ручные рычаги и используемых для передвижения, спорта и активного отдыха. Данная статься является восьмым научным изысканием в серии подобных статей автора. Правовые отношения с участием таких особых субъектов дорожного движения, как велосипедисты, настолько многогранны и многоаспектны, что в рамках одной статьи просто нереально раскрыть всю суть выявленных правовых проблем и предложить пути их решения. Автором поднимались различные вопросы в опубликованном цикле статей: анализировались проблемы эксплуатации велосипедистами велодорожек и специальных полос; исследовались противоречивые позиции судов относительно признания или непризнания деятельности, связанной с эксплуатацией велосипеда, источником повышенной опасности3; предлагались изменения в нормативные правовые акты, регламентирующие отношения с участием велосипедистов; неоднократно поднимался вопрос о необходимости введения в действие отдельного нормативного правового акта, регламентирующего права, обязанности и ответственность велосипедистов, и многие другие вопросы. В настоящей статье будет проведен анализ проблем, возникающих у велосипедистов при передвижении по автомобильным дорогам в черте населенных пунктов. По результатам проведенного исследования делаются выводы и предложения, направленные на повышение безопасности движения велосипедистов по проезжей части.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Транспортное право № 04/2025 |
| Страницы | 23-26 |
| DOI | 10.18572/1812-3937-2025-4-23-26 |
Заложенные в предыдущих научных изысканиях выводы позволяют констатировать, что существующая инфракструктура не всегда благоприятна для велосипедистов, а зачастую и опасна: в большинстве населенных пунктов нет велодорожек, отделенных от проезжей части и тротуаров, что создает конфликтные ситуации с автомобилистами и пешеходами; использование велодорожек не делает перемещение по ним удобным; до эффективного интегрирования велополос в общую транспортную систему и переосмысления их роли как нужного инструментария развития мобильности городского населения еще очень далеко.
Может быть, использование велосипедистом проезжей части, передвижение по которой при соблюдении п. 24.2 ПДД РФ допускается, будет более продуктивным и безопасным? Попробуем разораться.
Сразу бросается в глаза диссонанс словосочетания «безопасная проезжая часть»: дорога — это всегда зона повышенной опасности и риска. Но в отличие от велодорожек, где многочисленные препятствия в виде пешеходов, бордюров, пешеходных переходов и т.д. ограничивают скорость передвижения велосипедиста, вынуждая его передвигаться с темпом, приближенным к темпу пешехода, автомобильная дорога дает возможность двигаться с максимально возможной скоростью, учитывая физические кондиции и технические характеристики велосипеда.
Наконец-то велосипедист сможет в полном объеме воспользоваться плюсами передвижения на своем транспорте?! Не спешим радоваться. Водители автомобилей не жаждут видеть на проезжей части велосипедистов. В морально-психологическом плане ситуация с перемещением по дороге одновременно с механическими транспортными средствами для велосипедистов осталась сложной: теперь автомобили представляют повышенную опасность для них, а автомобилисты совершенно не горят желанием учитывать, что на проезжей части могут быть еще и другие участники движения.
В российских городах, за исключением жилых, велосипедных зон и дворовых территорий, разрешенная скорость сейчас 60 километров в час (+19 нештрафуемых км/ч). Машины не особо-то уступают дорогу друг другу, что служит причиной многочисленных аварий, и уж тем более не намерены уступать велосипедистам. Движение на велосипеде по дороге с машинами наименее безопасно. Поэтому если город желает простимулировать граждан на перемещения с использованием велосипеда, необходимо создавать велоинфраструктуру из соединенных между собой велодорожек и велополос.
