Подходы к определению понятия «транспортная инфраструктура»
Аннотация
В статье обосновывается необходимость переосмысления понятия «транспортная инфраструктура» как многоуровневой правовой категории, выходящей за пределы технико-объектных описаний. Цель исследования — выявить и сопоставить ключевые критерии дефинирования инфраструктуры в цивилистике и на этой основе предложить интегративное определение, согласованное с теорией организационных гражданско-правовых отношений. Методологическую основу составили системный и функциональный подходы, институциональный анализ, сравнительно-правовой метод, а также правоприменительный анализ актов Верховного Суда РФ по квалификации объектов и режимов транспортной инфраструктуры. Показано, что технико-объектный подход обеспечивает наглядность, но не отражает процессов координации и режимов доступа; функционально-системный подход фиксирует обеспечивающие функции и связанность транспортного пространства, однако страдает абстрактностью; институциональный подход раскрывает нормативно-организационные механизмы, но размывает границы понятия. Обоснован комплексный подход, в рамках которого инфраструктура определяется как обеспечивающий контур перевозочного процесса, включающий совокупность материальных объектов, функций их взаимодействия и институционально-правовых механизмов допуска, использования и координации. Особое значение отводится увязке дефиниции с системой организационных договоров и процедур, связанных с перевозкой.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Транспортное право № 04/2025 |
| Страницы | 5-10 |
| DOI | 10.18572/1812-3937-2025-4-5-10 |
Современные процессы, протекающие в сфере транспорта, наглядно свидетельствуют о том, что транспортная инфраструктура перестала быть лишь технической основой перевозочного процесса. Цифровизация логистики, развитие мультимодальных и комбинированных перевозок, формирование интеллектуальных транспортных систем и сервисов на основе больших данных изменили саму природу транспортной деятельности. В этих условиях инфраструктура приобретает характер самостоятельного правового феномена, в рамках которого пересекаются имущественные отношения, организационные механизмы согласования интересов участников перевозочного процесса и публично-правовые регуляторы безопасности, устойчивости и экологичности транспортных связей.
Усложнение содержания транспортной инфраструктуры закономерно влечет и переориентацию ее правового регулирования. Все большую значимость начинают приобретать договорные конструкции, обеспечивающие организацию перевозочного процесса: соглашения о доступе к инфраструктуре, узловые договоры, механизмы взаимодействия операторов разных видов транспорта. Именно здесь, на стыке технических новаций и организационных моделей, формируется пространство инфраструктурных правоотношений, где частноправовые договорные схемы сочетаются с императивными режимами безопасности и контроля, а также с новыми формами саморегулирования участников транспортного рынка. В совокупности это позволяет рассматривать транспортную инфраструктуру не только как материально-техническую базу перевозок, но и как динамичную категорию транспортного права, способную аккумулировать ключевые тенденции современной цивилистики.
Многослойность исследуемой категории делает традиционные объектные дефиниции недостаточными: простое перечисление дорог, портов, терминалов и узлов не раскрывает правовой природы инфраструктуры как механизма согласования частных и публичных интересов и как «несущей конструкции» транспортного рынка. В связи с этим справедливо замечание М.А. Бажиной о том, что законодатель, ограничиваясь объектным перечнем, «смешивает понятия “инфраструктура” и “объекты инфраструктуры”», не учитывает деятельностного и социального измерения данной категории.
Понятие «транспортная инфраструктура» в научной литературе трактуется неоднозначно, и в настоящее время отсутствует единая дефиниция. В научной литературе выявляется ряд подходов к определению понятия «транспортная инфраструктура», различающихся как по количеству выделяемых оснований, так и по терминологическим обозначениям. Проанализировав эти позиции, мы сочли возможным предложить рассмотреть собственное видение, в рамках которого выделяются технико-объектный, функционально-системный, институциональный и комплексный подходы. Каждый из обозначенных подходов обладает специфическими характеристиками, позволяет выявить как достоинства, так и ограничения в понимании инфраструктуры, демонстрируя при этом общие черты и методологические различия.
