Роль публичных выступлений молодых ученых в цифровую эпоху
Аннотация
Цель. Определение проблем, влияющих на восприятие информации в эпоху цифровой трансформации, отражающихся не только на сборе необходимой информации и ее систематизации, но и представление ее слушателям. В статье проведен анализ публичных выступлений молодых ученых, выявлена степень влияния цифровых технологий на качество подготовки и презентации научной информации. Методология: диалектика, анализ и синтез, формально-юридический, сравнительно-правовой, логический. Выводы. Скорость обработки информационных данных и время реакции первоначально необходимы для речевой информации, которую ученые воспринимают из компетентных источников. Автором установлено, что в зависимости от аудитории, места и формата выступления молодым ученым следует подбирать структуру публичного общения. Выступления условно можно разделить на несколько групп: сжатое (1–2 минуты), короткое (5–7 минут), среднее (15–20 минут) и полноценное (90 минут); в статье даны подробные характеристики каждого формата публичного выступления и конструктивные рекомендации. Научная и практическая значимость. Статья направлена на выявление существующих проблем в восприятии и изложении научной информации ввиду воздействия на ученых цифровых технологий и устойчивого развития клипового сознания.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Юридическое образование и наука № 12/2025 |
| Страницы | 12-17 |
| DOI | 10.18572/1813-1190-2025-12-12-17 |
Познание новой информации требует в известной степени приложения умственных усилий. С профессиональной точки зрения для того, чтобы глубже изучить какую-то проблему или вникнуть в суть новой сферы интереса, необходимо проработать большой объем информации и потратить на это много времени. Например, чтобы изучить программирование на начальном уровне, по мнению специалистов, требуется не мене 3 месяцев работы по 3–5 часов в день. Это, как правило, выпускники различных курсов без опыта, освоившие основы программирования и азы выбранного направления, и готовые работать под руководством более опытных разработчиков (опытными программистами становятся спустя несколько лет практики).
Естественно, что это утомительно и требует значительной выдержки и силы воли. Конечно, можно возразить, что все зависит от индивидуальных способностей человека и вовлеченности в процесс обучения. Но тем не менее наши физические способности по скорости восприятия и обработки информации ограничены. У кого-то она выше, у кого-то ниже. Следовательно, нам следует приспособиться к когнитивной реакции нашего мозга и выработать такие методики, которые позволяют сократить время на поиск нужной нам информации, осознания полученных данных и получения обратной связи. Поступающая информация может быть как визуальной, представленной в виде изображений, слов, цифр, так и слуховой (звуки, музыка, разговорная речь).
По устоявшемуся мнению ученых, весь информационный мир охватило клиповое сознание — когда человек не может долго сосредоточиться на исследовании одного предмета, прослушивании длинных речей, прочтении книг и т.п. Современный мир пронизан огромным объемом интересной информации, а времени на ее обработку не хватает. Главной причиной, послужившей становлению клипового сознания, является интернет и возможность легкого доступа с различных гаджетов к практически любой информации.
Лавинообразный рост разнообразной информации в современном обществе получил название «информационного взрыва».
Профессор университета Эмори (Атланта, США) М.Н. Эпштейн считает, что «информационный взрыв таит в себе не меньшую опасность, чем демографический. По Мальтусу, человечество как производитель отстает от себя же как потребителя, то есть речь идет о соотношении совокупной биологической массы и совокупного экономического продукта человечества. Но в состязании с самим собой у человечества все же гораздо лучшие шансы, чем у индивида в состязании со всем человечеством. Как выясняется к началу третьего тысячелетия, основные ресурсы общества — не промышленные или сельскохозяйственные, но информационные. Если материальное производство человечества отстает от его же материальных потребностей, то еще более отстает информационное потребление индивида от информационного производства человечества. Это кризис не перенаселенности, а недопонимания, кризис родовой идентичности. Человечество может себя прокормить — но может ли оно себя понять, охватить разумом индивида то, что создано видовым разумом?»
