Дата публикации: 25.12.2025

«Михаил Сомов»: полвека подвигов во льдах



50 лет — солидный возраст для судна, особенно для того, что регулярно сталкивается с суровой стихией полярных широт. Научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов» вошло в историю отечественного флота не только как надежный помощник полярников, но и как символ несгибаемой воли и мужества.

История легендарного корабля началась в октябре 1973 года, когда на Херсонском судостроительном заводе заложили дизель-электроход. Названное в честь выдающегося полярного исследователя Михаила Михайловича Сомова судно было создано для работы в суровых условиях Арктики и Антарктики. После спуска на воду «Михаила Сомова» передали Арктическому и Антарктическому научно-исследовательскому институту (ААНИИ) в Ленинграде и стали использовать для обслуживания антарктических станций в Южном полушарии.

Первый рейс «Михаила Сомова» начался 2 сентября 1975 года. С тех пор корабль стал верным помощником полярников, обеспечивая снабжение антарктических станций. Научно-экспедиционное судно стало настоящей легендой среди судов ледового класса. Он регулярно прокладывал путь там, где другие суда отступали перед мощью стихии, совершил десятки успешных рейсов, доказав свою надежность и эффективность в экстремальных условиях. К началу 1985 года за плечами экипажа дизель-электрохода были не только успешные антарктические операции, но и опыт ледового плена в 1977 году.

 1985 год стал годом беспрецедентного испытания на прочность для экипажа «Михаила Сомова». Выполняя задачу по снабжению станции «Русская», дизель-электроход оказался в ловушке антарктических льдов. 133 дня судно дрейфовало в море Росса, окруженное многометровыми ледяными глыбами.


Остальные статьи