Дата публикации: 25.12.2025

Проблема регистрации списка кандидатов на муниципальных выборах

Аннотация

Статья посвящена одной из самых конфликтных стадий избирательного процесса, которая требует своего научного рассмотрения и процедурного нешаблонного решения, а именно регистрации списка кандидатов избирательными объединениями. Автор статьи обращает внимание на особенности и трудности реализации пассивного избирательного права кандидатов, выдвинутых политическими партиями, при формировании представительных органов местного самоуправления. К особенностям муниципальных выборов относятся: составление списка кандидатов политическими партиями по предложениям других общественных объединений; отсутствие государственной регистрации местных отделений партий; необходимость согласования ими кандидатур для выдвижения в качестве кандидатов с региональными отделениями партии и др. На основе анализа процессуальных норм избирательного законодательства, научной литературы и материалов судебной и электоральной практики в работе сделаны выводы и предложения, которые намного облегчат регистрацию списков кандидатов от политических партий и будут способствовать урегулированию избирательных споров между ними и избирательными комиссиями.




Проблема регистрации списка кандидатов на выборах остается одной из самых болезненных в избирательном праве и процессе, которая приводит к выражению недовольства избирательных объединений в различной форме вплоть до массовых акций протеста и порождает обширную судебную практику, накапливающуюся после каждых выборов.

Хотелось бы особое внимание уделить вопросу о регистрации списка кандидатов, выдвигаемых избирательными объединениями на муниципальных выборах. Согласно действующему избирательному законодательству выдвижение и регистрация кандидатов является одной из важнейших стадий избирательного процесса, которая влияет на уровень представительства органов публичной власти. Регистрация кандидатов, списков кандидатов необходима для того, чтобы проверить или «отфильтровать» предложенные кандидатуры на их соответствие требованиям законодательства. Условием регистрации является поддержка избирателями избирательных объединений по результатам предстоящих выборов, которая определяется двумя способами: 1) когда политическая партия участвовала в последних выборах и набрала не менее 3% голосов избирателей или получила соответствующие депутатские мандаты, 2) если политическая партия набрала необходимое количество подписей избирателей.

Государственной регистрации подлежат сами политические партии и их региональные отделения, что принципиально важно для создания организации и поддержания ее статус-кво. Следовательно, требования о регистрации местных отделений партий, так же как и предоставление копии партийного устава, являются чрезмерными и противоречащими закону.

Только на муниципальных выборах политическая партия учитывает предложения других общественных объединений при составлении списка кандидатов, при этом численность сторонних представителей не должна превышать 15% от общего числа кандидатов в списке. Между политической партией и общественным объединением составляется нотариально заверенное соглашение, копия которого вместе с уставом объединения передается в организующую выборы избирательную комиссию.

После выдвижения списка кандидатов политическая партия (ее региональные или местные отделения) передает пакет документов в определенные сроки, предусмотренные федеральным законодательством, в избирательные комиссии для заверения и последующей регистрации. Общее количество документов, необходимых для предоставления в избирательную комиссию, насчитывает около десяти наименований на каждого кандидата. Далее следует их проверка, в которой участвует как рабочая группа избирательной комиссии, так и иные уполномоченные органы. В частности, правоохранительные органы проверяют данные о наличии или отсутствии судимости кандидатов; финансовые органы — сведения об имуществе, ценных бумагах, счетах и вкладах в банках кандидатов, их супругов и несовершеннолетних детей. Если рабочая группа, уполномоченная избирательной комиссией для проверки документов на их соответствие законодательным требованиям, выявит какие-либо нарушения или отсутствие документов, кандидаты, уполномоченные представители политической партии должны незамедлительно об этом извещаться. Избирательное объединение должно устранить выявленные недостатки в документах или заново подать документы для последующего заверения и регистрации списка кандидатов.

Список литературы

1. Безрученко Н.И. Участие региональных отделений политических партий в формировании избирательных комиссий и в избирательных кампаниях Республики Крым 14 сентября 2014 г. / Н.И. Безрученко // Эволюция региональных и муниципальных избирательных систем : мате
2. Ерыгина В.И. Восстановление гарантий избирательных прав граждан и политических партий посредством конституционного правосудия / В.И. Ерыгина // Конституционное и муниципальное право. 2023. № 10. С. 44–50.
3. Ерыгина В.И. Конституционные гарантии реализации избирательных прав граждан и политических партий / В.И. Ерыгина // Конституционное и муниципальное право. 2023. № 6. С. 47–53.
4. Ерыгина В.И. Рискогенные факторы избирательного процесса в современной России / В.И. Ерыгина // Конституционное и муниципальное право. 2024. № 10. С. 19–26.
5. Коновальчиков Я.А. Феномен политической борьбы в Российской Федерации : конституционно-правовое исследование / Я.А. Коновальчиков. Новосибирск : ИД «Манускрипт», 2025. 264 с.
6. Рымарев Д.С. Отдельные аспекты реализации пассивного избирательного права граждан Российской Федерации при использовании специализированного программного изделия / Д.С. Рымарев // Сибирский юридический вестник. 2025. № 2. С. 25–31.
7. Сибилев Я.И. К вопросу об обеспечении избирательных прав граждан при выдвижении списков кандидатов избирательными объединениями / Сибилев Я.И. // Сборник трудов Симферополь : Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2023. С. 91–96.
8. Хорунжий С.Н. Неординарные полномочия избирательных комиссий при реализации политическими партиями пассивного избирательного права / С.Н. Хорунжий // Гражданин. Выборы. Власть. 2022. № 3 (25). С. 72–87.

Остальные статьи