Дата публикации: 25.12.2025

Интеграция образовательных систем в городе Ханты-Мансийске: платформы для научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях

Аннотация

Статья посвящена анализу уникального опыта города Ханты-Мансийска по созданию интеграционной платформы для организации научно-исследовательской деятельности на всех уровнях образования. Исследование основано на материалах практической реализации проекта формирования гуманитарного научного кластера. В работе представлен поэтапный анализ процесса консолидации научного потенциала территории, начиная с 2016 г., когда была проведена первая масштабная научно-практическая конференция по вопросам местного самоуправления. Особое внимание уделено институциональному оформлению научного кластера через создание специализированных структур: Муниципального бюджетного учреждения «Научно-библиотечный центр» (2023 г.) и Автономной некоммерческой организации «Ханты-Мансийское научное общество» (2023 г.). Ключевым элементом исследования является анализ роли АНО «Ханты-Мансийское научное общество» в интеграции образовательных систем. Подробно рассмотрена образовательная программа для педагогов «Организация научно-исследовательской деятельности в школьных и дошкольных образовательных организациях», включающая два основных трека: «ДШО: Школа» и «ДШО: Вуз».




Современные вызовы, стоящие перед системой образования, требуют поиска новых моделей и подходов к организации научно-исследовательской деятельности на всех уровнях — от дошкольного до высшего образования. Особую актуальность эта проблема приобретает в контексте развития моногородов и населенных пунктов с неиндустриальной экономикой, где человеческий капитал становится основным ресурсом развития. В условиях перехода к экономике знаний формирование научно-образовательных кластеров представляет собой стратегически важное направление регионального развития.

Город Ханты-Мансийск как административный центр Ханты-Мансийского автономного округа — Югры обладает значительным потенциалом для создания инновационной модели интеграции образовательных систем. Представленный в статье опыт по созданию гуманитарного научного кластера демонстрирует уникальный подход к формированию единого научно-образовательного пространства, обеспечивающего преемственность между различными уровнями образования и науки.

Методологическую основу исследования составили системный подход, методы сравнительного анализа и синтеза, а также институциональный анализ процессов формирования научно-образовательной инфраструктуры. Эмпирическую базу исследования образуют нормативно-правовые документы, материалы научно-практических конференций и отчеты о деятельности образовательных учреждений города Ханты-Мансийска.

Исторические предпосылки формирования научного кластера. Процесс консолидации научного потенциала в Ханты-Мансийске имеет четко выраженную историческую динамику. Начальным этапом стало проведение в 2016 г. масштабной научно-практической конференции, посвященной общим вопросам местного самоуправления. Данное мероприятие впервые объединило на одной площадке представителей Совета Федерации, исполнительных органов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, руководителей муниципальных образований региона, научных и общественных организаций, ведущих российских ученых и экспертов федерального уровня.

С 2017 г. наблюдается качественная трансформация конференции, которая приобрела статус всероссийской и переросла в полноценный междисциплинарный диалог по различным вопросам прикладной гуманитарной направленности. Расширение тематики охватило юриспруденцию, социологию, управление и другие отрасли знания, что способствовало формированию комплексного подхода к решению актуальных проблем развития территории.

Список литературы

1. Ряшин М.П. Современное состояние и перспективы развития наукоградов на территории Российской Федерации / М.П. Ряшин // Nomothetika: Философия. Социология. Право. 2023. Т. 48. № 2. С. 341–351. DOI 10.52575/2712-746X-2023-48-2-341-351

Остальные статьи