Доступность средств индивидуальной мобильности и ее влияние на городскую среду
Аннотация
В статье на основе юридико-урбанологической концепции синкретизма городской среды рассматривается амбивалентное воздействие доступности средств индивидуальной мобильности на урбосферу. Проанализировано понятие СИМ в современном законодательстве, определены причины популярности и распространенности таких устройств. Очерчен вклад личного и кикшерингового использования СИМ в улучшение качества городской экосистемы. С другой стороны, выделены факторы, снижающие безопасность в городе (в том числе опасная езда, криминогенность организации пунктов проката, тревожность пешеходов, нарушение тишины и создание опасных ситуаций подростками на питбайках). Констатирован комплексный характер проблемы сосуществования средств индивидуальной мобильности и граждан в урбосфере. Приведены примеры мер, предпринимаемых для улучшения ситуации в различных городах России, намечены направления, требующие дополнительного правового урегулирования.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Градостроительное право № 04/2025 |
| Страницы | 17-20 |
| DOI | 10.18572/2500-0292-2025-4-17-20 |
Синкретизм городской среды как одна из определяющих ее базовых характеристик подразумевает не только интегративное объединение складывающихся в урбосфере общественных отношений, подлежащих урегулированию одновременно разными отраслями права и потенциально познаваемых во всей своей многоаспектности лишь посредством такой комплексной правовой науки, какой является юридическая урбанология. Это свойство города как среды обитания человека также предопределяет двоякость воздействия любого привносимого в нее нового элемента. Развитие науки и техники в городских агломерациях как «колыбели» технологического суверенитета, изменение социальной практики ведут к обновлению, а то и к созданию незнакомых прежде условий жизни, каковые могут выступать не только в качестве позитивных, инновационных и способствующих эволюции городской жизнедеятельности, но и в роли негативных факторов, детерминирующих если не деградацию, то как минимум обесценивание ряда прежде традиционных процедур и обычаев, снижение актуальности значимых для какой-то группы населения качеств.
В качестве яркого примера подобного амбивалентного воздействия можно привести повышение доступности средств индивидуальной мобильности, ставшее особенно заметным в масштабах страны в последние 2–3 года.
С марта 2023 г. терминологическое определение СИМ было внесено в Правила дорожного движения, в настоящее время под ним понимают любое транспортное средство, предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя, вне зависимости от количества колес или роликов. Наиболее распространенным средством индивидуальной мобильности является электросамокат, но к этой же категории относятся и прочие аналогичные устройства (например, сигвеи, моноколеса, гироскутеры, электроскейтборды). Интересно, что электровелосипеды СИМ не считаются и, по воле законодателя, застревают в несколько парадоксальном правовом положении. При мощности двигателя, не превышающей установленные пределы (0,25 кВт в режиме длительной нагрузки), они приравниваются к обычным велосипедам, а в условиях эксплуатации ТС с более высокими техническими характеристиками (до 4 кВт) должны рассматриваться уже как мопеды. При этом многие электросамокаты имеют мощность двигателя от 0,3 кВт и выше, однако к категории мопедов, требующей наличия прав на их вождение и соблюдения специальных правил движения, они не относятся.
Одновременно с дефиницией понятия в ПДД добавили целый ряд правил передвижения с использованием СИМ, которые были призваны оградить ведущих их лиц, с одной стороны, от водителей более серьезных транспортных средств (автомобилей и т.п.), а с другой — от столкновения с пешеходами. Окончательно развести конкурирующих участников дорожного движения, однако, не получилось, о чем еще будет сказано в дальнейшем.
Распространенность средств индивидуальной мобильности в городской среде объясняется сразу несколькими причинами. Во-первых, подобные транспортные средства относительно дешевы (в среднем 15–40 тыс. руб. в 2025 г.), что делает возможным приобретение их в собственность лицами с различным уровнем дохода.
