Правовое регулирование городского развития в России с учетом межпоколенческих аспектов: новые вызовы и перспективы публичного управления
Аннотация
Статья посвящена научно-практической проблеме развития концепции управления городами в контексте реализации современных норм публичного права с учетом межпоколенческого аспекта. Закономерности осуществления городского управления формируются в зависимости от особенностей исторического развития публично-правовых институтов и социально-культурологических аспектов межпоколенческого взаимодействия лиц, проживающих в городе. Особое внимание уделено роли молодежи в формировании инновационных управленческих практик и важности создания условий для реализации интересов старшего поколения в рамках национальных и региональных стратегий. Отмечена значимость адаптации механизмов местного самоуправления к современным реалиям с активным вовлечением граждан, что способствует устойчивому развитию городов и повышению качества жизни населения.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Градостроительное право № 04/2025 |
| Страницы | 10-12 |
| DOI | 10.18572/2500-0292-2025-4-10-12 |
Управлению городом отводится особая роль в рамках публичного правления Российской Федерацией. Современный город является площадкой, позволяющей внедрить инновационные решения во все сферы городского управления. Этот процесс должен учитывать возросший темп принятия, юридического обоснования и апробации внедряемых решений с целью минимизации проявления негативных последствий в сфере социально-экономического развития города. Изучение закономерностей осуществления городского управления позволяет сформулировать гипотезу исследования, в соответствии с которой вопросы правового регулирования тесно сопряжены с характеристикой социально-культурологических аспектов межпоколенческого взаимодействия.
В научной литературе вопросам публичного управления городом отводится значительное место. Исследуются вопросы партисипативности принятия решений в городе, особенности формирования «искренности» и так называемой новой искренности, отражающей особенности взаимодействия горожан. О тесной взаимосвязи постоянных элементов, составляющих систему города (любого) и «связанных с обеспечением функционирования различных сфер жизнедеятельности города и его жителей, которые можно разделить на общие и специальные», сказано в коллективной монографии под общей редакцией В.В. Таболина. На особенности различных значений публичного управления, отмеченных в научной литературе, указывает Р.Б. Муталипов. Он приходит к выводу, что публичное управление является деятельностью, имеющей целью обеспечение устойчивого развития городов.
Вопрос правового регулирования публичного управления городом осуществляется путем регламентации вопросов осуществления местного самоуправления. Конституция Российской Федерации определяет основы осуществления местного самоуправления, отмечая возможность участия государственных органов в формировании органов местного самоуправления, а также возможность местного населения определять структуру таких органов (ст. 131).
Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» содержит определения понятий «государственное управление» и «муниципальное управление». Последнее, следует отметить, не указывает в качестве субъектов управления население, предусматривая в качестве субъектов только органы местного самоуправления.
Федеральный закон от 20 марта 2025 г. № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» определяет местное самоуправление как «признаваемую и гарантируемую Конституцией Российской Федерации форму самоорганизации граждан в целях осуществления народом своей власти для самостоятельного решения вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения (вопросов местного значения) в пределах полномочий, предусмотренных в соответствии с Конституцией Российской Федерации указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации». Данный нормативный правовой акт прямо называет граждан субъектами, осуществляющими местное самоуправление непосредственно или через органы самоуправления.
