О предмете внесения заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка (земельных участков), карту-план территории (статья 170.2 УК РФ)
Аннотация
Авторы статьи обращаются к понятию и признакам предмета преступления, предусмотренного ст. 170.2 УК РФ. На основе изучения законодательства и судебной практики выделены критерии признания документов официальными, проанализированы свойства документов, подготавливаемых кадастровым инженером (межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка, карта-план земельного участка). Сформулирован вывод о возможности признания всех документов, за исключением проекта межевания земельного участка, официальными документами в контексте применения ст. 170.2 УК РФ.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Правовые вопросы недвижимости № 04/2025 |
| Страницы | 30-35 |
В целях снижения количества нарушений имущественных прав в сфере оборота объектов недвижимости в 2015 г. в Уголовный кодекс РФ (далее — УК РФ) была включена ст. 170.2 «Внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории», установившая ответственность кадастровых инженеров за внесение в указанные в названии статьи документы заведомо ложных сведений или подлог документов, на основании которых были подготовлены указанные документы, если этими деяниями был причинен крупный ущерб.
Новелла вызвала разные оценки, включая резко отрицательные, ввиду единичных случаев ее применения, хотя к редко применяемым относится большинство статей главы 22 УК РФ.
В данной статье мы остановимся на толковании объекта этого преступления, уделив особое внимание его предмету.
Объект преступления, предусмотренного ст. 170.2 УК РФ, как и объекты подавляющего большинства других преступлений, в литературе определен не единообразно. К примеру, В.Е. Дворцов непосредственным объектом считает две группы общественных отношений: отношения, регулирующие оборот недвижимого имущества (сфера экономической деятельности), а также отношения в сфере кадастровой деятельности. Такое определение непосредственного объекта необычно, поскольку только одно из отношений (если авторы признают объектом отношения), как правило, рассматривают в качестве основного объекта, а в данном случае автор без пояснения признает равноценным объектом две группы отношений.
Однако главная претензия к такому определению непосредственного объекта другая. Общественные отношения не могут быть регулятором, они — объект регулирования.
