Дата публикации: 18.12.2025

Совершенствование правового регулирования видов разрешенного использования земельных участков

Аннотация

В статье анализируются положения Федерального закона от 31 июля 2025 г. № 295-ФЗ, совершенствующие правовое регулирование видов разрешенного использования земельных участков.




В настоящей статье мы проведем краткий обзор и анализ крайне важного Федерального закона от 31 июля 2025 г. № 295-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон о разрешенном использовании).

Исследованию вопросов правового регулирования видов разрешенного использования земельных участков в научной литературе уделяется значительное внимание. Во многом это связано, что разрешенного использование в наибольшей степени определяет как экономическую ценность земельного участка, так и ключевые факторы от налогообложения до соблюдения правил целевого использования земель.

Закон о разрешенном использовании устанавливает единый порядок определения видов разрешенного использования, общий для всех отраслей права, которые в той или иной степени уже регулируют вопросы использования земельных участков (Градостроительный и Лесной кодексы Российской Федерации, Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Прийти к унифицированному подходу предполагается за счет решения следующих вопросов:

Установления способов определения видов разрешенного использования для разных видов использования земель, то есть, по существу, - определения непересекающихся областей действия регламента использования земель: градостроительных и лесохозяйственных регламентов, положений об охране окружающей среды, документации по планировке территории. Это правило направлено на преодоление сложившихся противоречий в законодательстве и практике его применения, когда закон допускает установление вида разрешенного использования сразу несколькими документами одновременно, либо вообще не предусматривает способа определения вида разрешенного использования для отдельных земельных участков. В этой связи предполагается, что лесохозяйственные регламенты в части определения видов разрешенного использования участков распространяются только на земли лесного фонда, то есть в границах лесничеств. Положение об охране окружающей среды будет действовать только в отношении крупных особо охраняемых природных территорий, к которым следует отнести заповедники, национальные и природные парки. Сельскохозяйственные регламенты (это рабочее наименование документов, которые должны проясниться после завершения разработки закона «О землеустройстве») будут определять использование всех земельных участков категории сельскохозяйственного назначения. Градостроительные регламенты определяют разрешенное использование прочих земель.

Список литературы

1. Виноградова О.Б. Спорные вопросы, связанные с изменением вида разрешенного использования земель сельхозназначения: проблемы теории и практики / О.Б. Виноградова, Ю.Р. Орлова // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2023. № 12 (267). С. 89–98.
2. Задорожнева А.А. Теоретические и практические изменения целевого назначения и видов разрешенного использования земельных участков / А.А. Задорожнева, А.Д. Скурыгина // Молодой ученый. 2024. № 19 (518). С. 143–145.
3. Соловьев Д.Р. Понятие вида разрешенного использования земельного участка: правовая природа, практическое значение и судебная интерпретация / Д.Р. Соловьев // Вестник науки. 2025. Т. 3. № 5 (86). С. 652–659.

Остальные статьи