Несовершеннолетний возраст лица как условие освобождения от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия
Аннотация
В представленной работе было рассмотрено такое общее для ч. 1 и 2 ст. 92 УК РФ условие освобождения от наказания, как несовершеннолетний возраст лица, в отношении которого принимается соответствующее решение. Обосновывается вывод о том, что под несовершеннолетним в контексте ч. 1 и 2 ст. 92 УК РФ следует понимать лицо, которое совершило преступление в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, при этом оно не достигло к моменту принятия решения по делу совершеннолетия и не опережает в развитии свой возраст до уровня, позволяющего ему выступать фактически совершеннолетним. Положения ч. 1 ст. 92 УК РФ могут быть применены в отношении совершеннолетних только в случае отставания их в психофизиологическом развитии от своего возраста до уровня несовершеннолетнего, когда они совершили преступление в период несовершеннолетия и достигли к моменту принятия решения совершеннолетия либо в порядке ст. 96 УК РФ при совершении преступления в возрасте от восемнадцати до двадцати лет.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Вопросы ювенальной юстиции № 04/2025 |
| Страницы | 2-6 |
| DOI | 10.18572/2072-3695-2025-4-2-6 |
Обособив в отдельной главе регулирование вопросов уголовной ответственности несовершеннолетних, совершивших преступления, отечественный правотворец предусмотрел в ней положения, которые предоставляют обозначенной категории лиц дополнительные возможности миновать бремя наказания и подлежать освобождению от такового с применением особого рода мер — принудительных мер воспитательного воздействия (далее — ПМВВ). Такие возможности описаны в ст. 92 УК РФ, где речь идет о двух видах освобождения от наказания, сопровождаемых применением ПМВВ. Первый вид освобождения от наказания предусмотрен ч. 1 ст. 92 УК РФ и связан с применением четырех ПМВВ, перечисленных в ч. 2 ст. 90 УК РФ. Второй вид освобождения упоминается в ч. 2 ст. 92 УК РФ и связан с применением только одной меры — помещение подростка в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (далее — СУВУЗТ).
Реализация названных выше возможностей освобождения от наказания осуществима при наличии определенных условий. Пожалуй, общим условием применения норм, предусмотренных, как в ч. 1, так и в ч. 2 ст. 92 УК РФ, можно назвать несовершеннолетний возраст лица, подлежащего освобождению. Казалось бы, здесь не должны возникнуть какие-либо трудности с пониманием данного условия освобождения от наказания, однако представители и юридической науки, и практики зачастую сталкиваются с проблемами при его (условии) интерпретации. Предлагаем рассмотреть некоторые из этих проблем.
Так, предписания ч. 1 и 2 ст. 92 УК РФ указывают на возможность реализации регламентируемых ими видов освобождения от наказания только в отношении несовершеннолетних, которыми в силу ч. 1 ст. 87 УК РФ признаются лица, достигшие к моменту совершения преступления четырнадцати лет, но не достигшие восемнадцати лет. Как можем заметить, в уголовно-правовом смысле понятие несовершеннолетнего связано с фактом нахождения лица в определенном возрастном периоде именно на момент совершения преступления.
Поскольку статус несовершеннолетнего временный и ограничен довольно небольшими темпоральными границами, а уголовно-правовые последствия содеянного могут наступить не в самом ближайшем будущем, отнюдь не исключение ситуация, когда лицо, совершившее преступление в несовершеннолетнем возрасте, к моменту определения соответствующей меры уголовно-правового воздействия достигает совершеннолетия. В таком случае закономерно возникает вопрос: распространяются ли на таких лиц положения УК РФ, посвященные особенностям уголовной ответственности несовершеннолетних, и, в частности, ст. 92 УК РФ?
Буквальное толкование ч. 1 ст. 87 УК РФ, на первый взгляд позволяет положительно ответить на поднятый вопрос, поскольку статус несовершеннолетнего предопределен нахождением лица в возрастных границах от четырнадцати до восемнадцати лет именно на момент совершения преступления. Значит, совершение лицом в указанном периоде преступления должно влечь те уголовно-правовые последствия и в тех пределах, которые предусмотрены для несовершеннолетних. Частично подтверждают данную позицию отдельные положения постановления Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 01 февраля 2011 г., где оговорена реализация норм, посвященных особенностям уголовной ответственности несовершеннолетних, в отношении лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте, но к моменту судебного разбирательства достигших восемнадцатилетнего возраста. В частности, в п. 15 и 30 указанного постановления содержится рекомендация о применении в отношении данной категории лиц правил общего порядка судебного разбирательства с изъятиями, предусмотренными главой 50 УПК РФ, а также положений ст. 88 УК РФ о видах, сроках и размере наказания, правилах его назначения. Таким образом, высший судебный орган Российской Федерации считает необходимым при рассмотрении уголовных дел с участием обозначенной категории подсудимых учет лишь тех положений гл. 14 УК РФ, которые касаются наказания и его назначения. Об иных же уголовно-правовых последствиях (в том числе тех, что описаны в ст. 92 УК РФ) и возможности их реализации в отношении таких лиц ничего им не поясняется.
