Применение цифровых технологий в надзорной деятельности Банка России как способ повышения эффективности и результативности контрольно-надзорной деятельности
Аннотация
На основе сравнительно-правового анализа российского законодательства в сфере контрольно-надзорной деятельности, юридических документов Банка России, отечественной научной литературы, авторы выявляют существующую на современном этапе государственно-правового регулирования пробельность в определении отдельных правовых механизмов повышения эффективности и результативности его надзорной деятельности. Деятельность Банка России формируется по нескольким направлениям, которые укладываются в общий тренд повышения эффективности и результативности осуществления надзорных мероприятий за счет перехода к автоматизированным технологическим решениям, что, бесспорно, требует проработанности алгоритмов в сфере информационной защиты как процессов, так и данных, в том числе персональных данных, со стороны всех задействованных субъектов информационного обмена. На основе рассмотренного материала автором делаются выводы о необходимости внесения в российское законодательство соответствующих статей, определяющих правовой механизм субъектного состава надзорной деятельности Банка России, включая и сам регулятор.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Банковское право № 04/2025 |
| Страницы | 47-57 |
| УДК | 347.73 |
| DOI | 10.18572/1812-3945-2025-4-47-57 |
Необходимость дальнейшего совершенствования системы контроля стало темой специального Поручения Президента Российской Федерации В. В. Путина, озвученного в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 29 февраля 2024 г. 23 января 2025 г. на совещании с членами Правительства Российской Федерации, посвященного результативности и совершенствованию контрольно-надзорной деятельности (далее по тексту – Совещание) Президент Российской Федерации снова вернулся к этому вопросу, отметив, что «она (контрольно-надзорная деятельность – уточнено нами, А.В. и Е.Ю.) должна быть на высоком уровне и осуществляться с помощью современных технических средств, (…) должна защищать общество, государство, граждан от всего, что называется недобросовестностью и со стороны государства, со стороны любых, в том числе коммерческих, структур, но не должна ограничивать свободу, не должна быть забюрократизированной и мешать развитию». Одно из направлений, которое было обозначено в ходе данного Совещания, – это совершенствование правового регулирования контрольно-надзорной деятельности, в том числе повышение её эффективности.
Особое значение для определения эффективности деятельности контрольных (надзорных) органов имеет определение понятия «эффективность» в правовом формате. Однако, проведя сравнительно-правовой анализ существующей российской юридической научной литературы, можно сделать вывод, что однозначного не только определения эффективности, но и подходов к нему, не обнаружилось. В российской научной юридической литературе определены пять теоретико-правовых подходов к определению эффективности основополагающего понятия в правоведении – правового регулирования:
1) инструментальный подход, в рамках которого эффективность зависит от характера «использования правовых средств при регулировании общественных отношений, которая рассматривается как «результативность правового инструментария», который должен быть реализован «правильным способом и правильными средствами» в целях «оказывания социально значимого влияния на общественные отношения»;
2) функционально-целевой подход, в соответствие с которым эффективность зависит от степени достижения поставленных целей и их соответствия наступившим последствиям в общественной жизни страны, в рамках данного подхода С.А. Жинкин выделяет «причинно-функционально-целевую концепцию»; кроме того, дополнительно ставится вопрос о совершенствовании правовой нормы, оценке полезного характера результата, необходимости учета затрат и оптимального варианта достижения поставленной цели;
3) аксиологический подход, рассматривающий эффективность в зависимости от определения ценностных характеристик, например деятельности государственных органов с точки зрения не только индивида, но и социума, для общества;
