Дата публикации: 11.12.2025

Применение цифровых технологий в надзорной деятельности Банка России как способ повышения эффективности и результативности контрольно-надзорной деятельности

Аннотация

На основе сравнительно-правового анализа российского законодательства в сфере контрольно-надзорной деятельности, юридических документов Банка России, отечественной научной литературы, авторы выявляют существующую на современном этапе государственно-правового регулирования пробельность в определении отдельных правовых механизмов повышения эффективности и результативности его надзорной деятельности. Деятельность Банка России формируется по нескольким направлениям, которые укладываются в общий тренд повышения эффективности и результативности осуществления надзорных мероприятий за счет перехода к автоматизированным технологическим решениям, что, бесспорно, требует проработанности алгоритмов в сфере информационной защиты как процессов, так и данных, в том числе персональных данных, со стороны всех задействованных субъектов информационного обмена. На основе рассмотренного материала автором делаются выводы о необходимости внесения в российское законодательство соответствующих статей, определяющих правовой механизм субъектного состава надзорной деятельности Банка России, включая и сам регулятор.




Необходимость дальнейшего совершенствования системы контроля стало темой специального Поручения Президента Российской Федерации В. В. Путина, озвученного в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 29 февраля 2024 г. 23 января 2025 г. на совещании с членами Правительства Российской Федерации, посвященного результативности и совершенствованию контрольно-надзорной деятельности (далее по тексту – Совещание) Президент Российской Федерации снова вернулся к этому вопросу, отметив, что «она (контрольно-надзорная деятельность – уточнено нами, А.В. и Е.Ю.) должна быть на высоком уровне и осуществляться с помощью современных технических средств, (…) должна защищать общество, государство, граждан от всего, что называется недобросовестностью и со стороны государства, со стороны любых, в том числе коммерческих, структур, но не должна ограничивать свободу, не должна быть забюрократизированной и мешать развитию». Одно из направлений, которое было обозначено в ходе данного Совещания, – это совершенствование правового регулирования контрольно-надзорной деятельности, в том числе повышение её эффективности.

Особое значение для определения эффективности деятельности контрольных (надзорных) органов имеет определение понятия «эффективность» в правовом формате. Однако, проведя сравнительно-правовой анализ существующей российской юридической научной литературы, можно сделать вывод, что однозначного не только определения эффективности, но и подходов к нему, не обнаружилось. В российской научной юридической литературе определены пять теоретико-правовых подходов к определению эффективности основополагающего понятия в правоведении – правового регулирования:

1) инструментальный подход, в рамках которого эффективность зависит от характера «использования правовых средств при регулировании общественных отношений, которая рассматривается как «результативность правового инструментария», который должен быть реализован «правильным способом и правильными средствами» в целях «оказывания социально значимого влияния на общественные отношения»;

2) функционально-целевой подход, в соответствие с которым эффективность зависит от степени достижения поставленных целей и их соответствия наступившим последствиям в общественной жизни страны, в рамках данного подхода С.А. Жинкин выделяет «причинно-функционально-целевую концепцию»; кроме того, дополнительно ставится вопрос о совершенствовании правовой нормы, оценке полезного характера результата, необходимости учета затрат и оптимального варианта достижения поставленной цели;

3) аксиологический подход, рассматривающий эффективность в зависимости от определения ценностных характеристик, например деятельности государственных органов с точки зрения не только индивида, но и социума, для общества;

Список литературы

1. Ручкина Г.Ф. Правовое обеспечение развития финансовых технологий в Российской Федерации / Г.Ф. Ручкина // Банковское право. 2025. № 1. С. 7–16.
2. Эффективность правовых норм / В.Н. Кудрявцев, В.И. Никитинский, И.С. Самощенко, В.В. Глазырин. Москва : Юридическая литература, 1980. 280 с.
3. Эффективность действия правовых норм / А.С. Пашков, Л.С. Явич, Л.И. Спиридонов [и др.] ; ответственный редактор А.С. Пашков. Ленинград : Издательство Ленинградского университета,1977. 143 с.
4. Шалик К.К. Значение показателей эффективности деятельности руководителей субъектов Российской Федерации в системной оценке эффективности государственного управления в России / К.К. Шалик // Приоритетные направления развития науки и образования : монографи
5. Черненко А.К. Политика и право: проблемы эффективности / А.К. Черненко. Новосибирск : Издательство СГУПС, 2008. 300 с.
6. Фаткуллин Ф.Н. Социальная ценность и эффективность правовой нормы / Ф.Н. Фаткуллин. Казань : Издательство Казанского университета. 1977. 117 с.
7. Стерликова А.Д. Совершенствование регулирования надзора Банка России за кредитными организациями и цифровизация : диссертация кандидата экономических наук / А.Д. Стерликова. Самара, 2021. 170 с.
8. Сидорова Е.В. Комплексное правовое регулирование : монография / Е.В. Сидорова. Москва : Justitia, 2016. 303 с.
9. Салмина Н.Н. Сущность государственной региональной политики, ее задачи и методы реализации // Огарёв-Online. 2017. № 12 (101). С. 5.
10. Березина Е.А. Правовое регулирование: вопросы теории : монография / Е.А. Березина. Москва : КноРус, 2023. 163 с.
11. Публично-правовые средства цифровизации экономики и финансов : монография / С.С. Агеев, В.К. Варгасов, Н.В. Вильская [и др.] ; ответственные редакторы: М.А. Лапина, Г.Ф. Ручкина. Москва : Русайнс, 2025. 199 с.
12. Оносов Ю.В. Диалектика соотношения социальной и юридической эффективности правового регулирования : автореферат диссертации кандидата юридических наук / Ю.В. Оносов. Нижний Новгород, 2011. 31 с.
13. Морозова Л.А. Теория государства и права : учебник для студентов вузов / Л.А. Морозова. Москва : Юристъ, 2002. 414 с.
14. Леонов М.В., Фирсова С.Н. Ключевые показатели эффективности как инструмент повышения мотивации высших должностных лиц российских регионов // Юридический факт. 2020. № 93. С. 6–9.
15. Козлихин И.Ю. Процессуальная концепция права Лона Фуллера / И.Ю. Козлихин // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1993. № 2. С. 53–58.
16. Клевцова М.Г. Региональная структурная политика: регулирование структурно-динамических параметров территориального развития / М.Г. Клевцова. Курск : Юго-Западный государственный университет, 2019. 387 с.
17. Жинкин С.А. Психологические проблемы эффективности права / С.А. Жинкин. Санкт-Петербург : Юридический центр Пресс, 2009. 371 с.
18. Егоров Т.А. Качество государственного управления: понятие эффективности / Т.А. Егоров, А.С. Северова // Экономика XXI века – экономика новых возможностей. Актуальные вопросы теории и практики экономики и управления : сборник научных статей / под редакцией

Остальные статьи