Дата публикации: 11.12.2025

Импакт-финансирование предпринимательской деятельности и социального предпринимательства молодежи на цифровых платформах: опыт и перспективы правового регулирования

Аннотация

С учетом зарубежного опыта обеспечения предпринимательской деятельности и социального предпринимательства молодежи раскрывается потенциал технологий цифровых платформ для целей привлечения финансовых средств в социальный бизнес молодых предпринимателей. Обосновываются предложения по совершенствованию российского законодательства.




Введение

Изучение опыта государственной молодёжно-предпринимательской политики показывает, что, несмотря на проблематичность выявления глобальных и региональных тенденций, обусловленную отсутствием общепринятой научно-теоретической и нормативной концепции определения границ этого социально-правового явления, разнообразием специфики национального контекста, тем не менее в качестве общей закономерности выделяется стремление к стимулированию развития предпринимательства и молодежного социального предпринимательства.

Данная закономерность объясняется не столько старением населения и значимой ролью молодежи в экономическом развитии страны, возрастающими социально-экономическими проблемами в молодёжной среде, связанными с безработицей, преступностью, отсутствием должной квалификации, гендерным неравенством при трудоустройстве, сколько стремлением государства переложить бремя решения этих проблем на плечи молодежи посредством стимулирования его участия в предпринимательской деятельности и социальном предпринимательстве, рассматриваемых в качестве эффективных инструментов «создания устойчивых и инклюзивных рабочих мест».

Вместе с тем отмечается, что сегодня одной из наиболее серьезных проблем для молодых потенциальных предпринимателей, которые хотят реализовать идею через бизнес-план, является нехватка финансовых ресурсов. Еще сложнее получить доступ к финансам социальным предпринимателям. Из-за трудностей в привлечении средств традиционными способами, в частности, из-за отсутствия кредитной истории и положительной репутации в этой сфере в сочетании с ограниченным залоговым обеспечением и строгими финансовыми требованиями банков, молодые социальные предприниматели часто сталкиваются с серьезными препятствиями при попытке профинансировать свои начинания.

В связи с распространением новых технологий и расширением возможностей использования технологий цифровых платформ мы обнаружили, что допустимо применение платформенных инструментов для целей привлечения средств в социальный бизнес молодых предпринимателей.

Список литературы

1. Белицкая А.В. Глава 11. Инвестиционное право и политика / А.В. Белицкая // Предпринимательское право России: итоги, тенденции и пути развития : монография / Е.П. Губин, В.А. Вайпан, И.С. Шиткина [и др.] ; ответственный редактор Е.П. Губин. Москва : Юстици
2. Белицкая А.В. Роль государства в повышении социальной ответственности и экологической гармонии: опыт России и стран БРИКС / А.В. Белицкая, Ю.С. Харитонова // Юридическая наука в XXI веке: традиции и развитие : монография / Н.Г. Нарышева, Е.А. Фролова, В.А
3. Виницкая Л.А. Краудфандинг как инструмент долгового финансирования инвестиционной деятельности / Л.А. Виницкая // Евразийский юридический журнал. 2021. № 12. С. 303–306.
4. Authority, F.C. The FCA’s regulatory approach to crowdfunding (and similar activities). Consultation Paper CP13/13 / F.C. Authority. United Kingdom : Financial Conduct Authority, 2013. 106 p.
5. Belleflamme, P. The economics of crowdfunding platforms / P. Belleflamme, N. Omrani, M. Peitz // Information Economics and Policy. 2015. Т. 33. С. 11–28.
6. Bernardino, S. Crowdfunding: an exploratory study on knowledge, benefits and barriers perceived by young potential entrepreneurs / S. Bernardino, J.F. Santos // Journal of Risk and Financial Management. 2020. Т. 13. № 4. С. 81.
7. De Araújo, E.A.L.V. Fintechs, Financial Innovation and Financial Inclusion / E.A.L.V. de Araújo. Universidade NOVA de Lisboa (Portugal), 2023.
8. Guo, Y. Instance-based credit risk assessment for investment decisions in P2P lending / Y. Guo, W. Zhou, Ch. Luo [et al.] // European Journal of Operational Research. 2016. Vol. 249. Iss. 2. P. 417–426.
9. Lambert, T. An empirical analysis of crowdfunding / T. Lambert, A. Schwienbacher // Social Science Research Network. 2010. Vol. 1578175. Iss. 1. P. 23.
10. Martins Grapengiesser I. Social Digital Currency and Basic Income–the Development Strategy of the Future? A case study of social currency, basic income and local business in Maricá / I. Martins Grapengiesser. Rio de Janeiro, 2021.
11. Rau P.R. Law, trust and the development of crowdfunding / P.R. Rau. Available at SSRN: <a href="https://ssrn.com/abstract=2989056" target="_blank">https://ssrn.com/abstract=2989056</a> or <a href="http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2989056." target="_blank">http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2989056.</a>

Остальные статьи