Ядовитые вещества как объекты ограниченной оборотоспособности
Аннотация
Цель: на основе анализа судебно-следственной практики, научных источников в области криминалистики и уголовного права, а также токсикологии исследовать отдельные аспекты оборота ядовитых веществ, акцентировав внимание на отдельных их видах: метиловом спирте (метаноле) и метанолсодержащих жидкостях в связи с включением в уголовное законодательство новой самостоятельной нормы (ст. 234.2 УК РФ). Методология базируется на диалектическом методе познания, а также синтезе, обобщении эмпирического и теоретического материала. Выводы: установлено, что: а) деятельность по незаконному приобретению и сбыту ядовитых веществ осуществляется преимущественно с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в связи с чем Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», Федерального закона Российской Федерации «Об информации и информационных технологиях и защите информации» нуждается в дополнении путем включения указанных веществ (подп. «б» ст. 15); б) доктрина криминалистики может быть дополнена новыми видовыми и частными методиками (например, расследования незаконного приобретения и сбыта: сильнодействующих и ядовитых веществ с использованием интернет-технологий; незаконного оборота метилового спирта (метанола) и метанол-содержащих жидкостей), а также укрупненной межродовой методикой расследования незаконного приобретения и сбыта объектов ограниченной оборотоспособности; в) нуждается в разработке новый федеральный закон «О сильнодействующих и ядовитых веществах».
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Наркоконтроль № 04/2025 |
| Страницы | 14-20 |
| УДК | 30; 343; 343.98 |
| DOI | 10.18572/2572-2072-4160-2025-4-14-20 |
Ядовитые вещества на протяжении всей истории человечества вызывали интерес и являлись предметом изучения, им посвящена художественная и публицистическая литература, в юриспруденции – монографические работы , научные статьи и диссертационные исследования.
Представление о ядовитых веществах претерпело значительную трансформацию.
В X в. их именовали «зельем». «Исторические источники не перечисляют, какие конкретно вещества к ним относились, но характер их использования свидетельствует о том, что с современных позиций часть из них относится к наркотическим средствам, психотропным, сильнодействующим или ядовитым веществам» . Данные деяния квалифицировались как преступление против церкви (чародеяние, волхвование, колдовство, зелейничество). С принятием Соборного уложения 1649 г. наряду с понятием «зелье» используется и понятие «отрава», под которой понимались отдельные виды зелья (наркотические средства, психотропные, сильнодействующие и ядовитые вещества), способные причинить смерть или вред здоровью человека, животного.
В 1814 г. в России впервые был определен список ядовитых веществ, который включал 59 наименований. Среди них: мышьяк белый, желтый и красный; трава белена; ртуть красная; сулема; чилибуха; опиум (сонное зелье); фосфор. С 1830 г. в законодательство было интегрировано понятие сильнодействующих веществ.
Тем не менее практика требовала более четкого определения уголовно наказуемых деяний, особенно в отношении сильнодействующих и ядовитых веществ, обладающих наркотическими (одурманивающими) свойствами, и Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 22 декабря 1924 г. глава V «Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности» УК РСФСР 1922 г. была дополнена ст. 140-д: «Изготовление и хранение с целью сбыта и самый сбыт кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ, без надлежащего разрешения». Таким образом, как справедливо отмечает А.В. Федоров, «из категории сильнодействующих и ядовитых веществ была вычленена группа одурманивающих (наркотических) веществ, и тем самым сделана первая попытка отграничить указанные преступления от преступлений, связанных с сильнодействующими и ядовитыми веществами…».
