Включение объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия: некоторые частноправовые аспекты защиты прав и порядка исключения
Аннотация
Работа посвящена исследованию ряда проблемных вопросов динамики властных полномочий, способов защиты права, порядка исключения объектов из единого государственного реестра объектов культурного наследия. Выявлена трансформация полномочий органов власти в рассматриваемом аспекте, случаи необоснованного наделения вещей правовым режимом объекта культурного наследия. Определены способы гражданско-правовой защиты, корреспондирующие указанным полномочиям и направленные на устранение нарушения права. Обосновано, что текущее правовое регулирование исключения вещи из указанного выше реестра характеризуется рядом неточностей, сложностью и диспропорциональностью в части реализуемых властных полномочий. Аргументирована необходимость изменения законодательства в целях устранения выявленной проблематики.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Культура: управление, экономика, право № 04/2025 |
| Страницы | 34-37 |
| DOI | 10.18572/2070-2159-2025-4-34-37 |
Актуальность темы обусловлена возможностью наделения любой вещи правовым режимом объекта культурного наследия (далее – ОКН), что влечет за собой возникновение дополнительных обязанностей у правообладателей таких объектов.
Принятие объекта на государственную охрану осуществляется в соответствии с решениями компетентных органов власти (далее – ОВ), подразумевающих не только соблюдение необходимых формальных процедур, но и установление историко-культурной ценности вещи. Вместе с тем имеют место случаи необоснованного наделения конкретных объектов режимом ОКН.
Наряду с этим представляется, что вышеприведенные решения, нарушающие права соответствующего субъекта, могут быть обжалованы им в порядке и способами, предусмотренными Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ).
Исследуемая проблема является многоаспектной и межотраслевой, поскольку она обнаруживается в различных областях общественных и правовых отношений.
В РФ осуществляется ведение общероссийской информационной системы – единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – Реестр), формируемого, среди прочего, на основании решений ОВ о принятии объектов на государственную охрану.
