Дата публикации: 11.12.2025

Некоторые аспекты осуществления и цифровизации государственного контроля (надзора) в сфере культуры и охраны культурного наследия

Аннотация

Тема контроля и надзора, несмотря на исследованность, до сих пор вызывает оживленное обсуждение. Много дискуссий вызывает процесс внедрения цифровых технологий в данную сферу деятельности. Не обошла цифровизация и контроль (надзор) в сфере культуры и культурного наследия. Федеральный закон от 28 декабря 2024 г. № 540-ФЗ внес важные изменения, регулирующие контрольно-надзорную деятельность. Приводятся в соответствие положения о видах федерального государственного контроля (надзора) в сфере культуры и культурного наследия. В сферу надзора в области культуры и культурного наследия внедряются новые компьютерные программы и беспилотные авиационные системы. Применение цифровых технологий в контрольно-надзорной деятельности является положительным моментом, направленным на облегчение взаимодействия проверяемого с проверяющим. Однако полагаем, что внедрение рассматриваемых технологий должно реализовываться прежде всего правовыми, а не командно-приказными методами.




Вопросы новелл в области контроля и надзора продолжают быть предметом активных правовых исследований. Много дискуссий вызывает процесс внедрения цифровых технологий в данную сферу деятельности. Не обошла цифровизация и контроль (надзор) в сфере культуры и культурного наследия.

В конце декабря 2024 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2024 г. № 540-ФЗ (далее – Закон 540-ФЗ), который внес ряд изменений в Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон о контроле).

Принятие Закона 540-ФЗ обусловлено рядом факторов, но прежде всего – основными двумя.

Во-первых, устранение фактического отсутствия контроля (надзора) в ряде сфер и отраслей, сформировавшегося в том числе во время введения моратория на осуществление плановых проверок, действовавшего с 2022 по 2024 гг. Веденный Законом 540-ФЗ такой правовой институт, как обязательный профилактический визит, по духу и сути своим (невозможность отказа от проведения, плановость (в том числе в зависимости от категории риска нарушения обязательных требований), возможность проведения на основании программы проверок, а также поручение Президента РФ и Правительства РФ как основание проведения, возможность применения мер реагирования и прежде всего выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований) ближе к контрольно-надзорным, чем к профилактическим мероприятиям.

Во-вторых, продолжение процесса цифровизации контрольно-надзорной деятельности (далее – КНД), некоторые аспекты которого мы уже затрагивали в наших предыдущих исследованиях. Однако масштаб внесенных Законом о контроле (надзоре) изменений и дополнений, касающихся цифровизации, настолько значителен, что они заслуживают дальнейшего исследования.

Список литературы

1. Калинин Г.И. Административно-организационная деятельность в сфере культуры / Г.И. Калинин, Л.Е. Калинина // Культура: управление, экономика, право. 2024. № 4. С. 2–6.
2. Калинин Г.И. Некоторые аспекты осуществления контроля (надзора): проблемы нормативного регулирования и практической реализации / Г.И. Калинин // Административное право и процесс. 2025. № 1. С. 26–28.
3. Калинин Г.И. Некоторые аспекты цифровизации контрольно-надзорной деятельности / Г.И. Калинин, Л.Е. Калинина // Цифровые технологии и право : материалы III Международной научно-практической конференции (г. Казань, 20 сентября 2024 г.) : сборник научных ста
4. Кравцова А. В Красноярском крае появится беспилотная авиация / А. Кравцова // Наш Красноярский край. 2024. 24 октября.
5. Мартынов А.В. Административный надзор в России. Теоретические основы построения : монография / А.В. Мартынов. Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 184 с.
6. Стенькин Д.С. Реформа контрольной (надзорной) деятельности в Российской Федерации: опыт цифровизации / Д.С. Стенькин // Legal Bulletin. 2024. Т. 9. № 1. С. 52–65.

Остальные статьи