Некоторые аспекты осуществления и цифровизации государственного контроля (надзора) в сфере культуры и охраны культурного наследия
Аннотация
Тема контроля и надзора, несмотря на исследованность, до сих пор вызывает оживленное обсуждение. Много дискуссий вызывает процесс внедрения цифровых технологий в данную сферу деятельности. Не обошла цифровизация и контроль (надзор) в сфере культуры и культурного наследия. Федеральный закон от 28 декабря 2024 г. № 540-ФЗ внес важные изменения, регулирующие контрольно-надзорную деятельность. Приводятся в соответствие положения о видах федерального государственного контроля (надзора) в сфере культуры и культурного наследия. В сферу надзора в области культуры и культурного наследия внедряются новые компьютерные программы и беспилотные авиационные системы. Применение цифровых технологий в контрольно-надзорной деятельности является положительным моментом, направленным на облегчение взаимодействия проверяемого с проверяющим. Однако полагаем, что внедрение рассматриваемых технологий должно реализовываться прежде всего правовыми, а не командно-приказными методами.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Культура: управление, экономика, право № 04/2025 |
| Страницы | 24-28 |
| DOI | 10.18572/2070-2159-2025-4-24-28 |
Вопросы новелл в области контроля и надзора продолжают быть предметом активных правовых исследований. Много дискуссий вызывает процесс внедрения цифровых технологий в данную сферу деятельности. Не обошла цифровизация и контроль (надзор) в сфере культуры и культурного наследия.
В конце декабря 2024 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2024 г. № 540-ФЗ (далее – Закон 540-ФЗ), который внес ряд изменений в Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон о контроле).
Принятие Закона 540-ФЗ обусловлено рядом факторов, но прежде всего – основными двумя.
Во-первых, устранение фактического отсутствия контроля (надзора) в ряде сфер и отраслей, сформировавшегося в том числе во время введения моратория на осуществление плановых проверок, действовавшего с 2022 по 2024 гг. Веденный Законом 540-ФЗ такой правовой институт, как обязательный профилактический визит, по духу и сути своим (невозможность отказа от проведения, плановость (в том числе в зависимости от категории риска нарушения обязательных требований), возможность проведения на основании программы проверок, а также поручение Президента РФ и Правительства РФ как основание проведения, возможность применения мер реагирования и прежде всего выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований) ближе к контрольно-надзорным, чем к профилактическим мероприятиям.
Во-вторых, продолжение процесса цифровизации контрольно-надзорной деятельности (далее – КНД), некоторые аспекты которого мы уже затрагивали в наших предыдущих исследованиях. Однако масштаб внесенных Законом о контроле (надзоре) изменений и дополнений, касающихся цифровизации, настолько значителен, что они заслуживают дальнейшего исследования.
