Особенности квалификации преступлений украинских вооруженных формирований в Курской области
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы квалификации преступлений представителей вооруженных украинских формирований, совершенных против гражданских лиц. Анализируется практика применения различных статьей Уголовного кодекса Российской Федерации при расследовании преступлений против мира и безопасности человечества, совершенных в Донбассе, проводится их сравнение с преступлениями украинских вооруженных формирований в Курской области. Приводятся данные из практики Следственного комитета Российской Федерации по расследованию таких преступлений и оценке причиненного ущерба. Сформулированы предложения по совершенствованию законодательства с целью уточнения уголовно-правовой квалификации.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Российский следователь № 12/2025 |
| Страницы | 21-25 |
| DOI | 10.18572/1812-3783-2025-12-21-25 |
В августе 2024 г. вооруженные формирования Украины вторглись на территорию Российской Федерации в Курской области. Приграничные населенные пункты подверглись массированным артиллерийским обстрелам и атакам беспилотных летательных аппаратов. Данные, которые стали появляться с первых дней вторжения от органов исполнительной власти, свидетельствовали о том, что в результате агрессивных действий украинской стороны в населенных пунктах Глушковского и Суджанского районов Курской области есть погибшие и раненые среди мирных жителей. В последующем стало появляться все больше информации о подобных случаях. Органами власти и правоохранительными структурами были приняты первоначальные меры реагирования, введено чрезвычайное положение, а также режим контртеррористической операции.
Ранения и гибель гражданского населения в сложившихся условиях, а также нахождение вооруженных формирований иностранного государства на территории Российской Федерации требовали правовой оценки для того, чтобы обеспечить реализацию принципа законности. Со стороны Председателя Следственного комитета России А.И. Бастрыкина последовало незамедлительное поручение следственным органам возбудить по данному факту уголовное дело.
На официальных ресурсах появились сообщения Следственного комитета Российской Федерации (далее — СК России) о возбуждении уголовного дела по таким статьям Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ), как террористический акт, убийство, незаконное ношение оружия и боеприпасов, посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов.
Необходимо отметить, что существовавшая практика расследования уголовных дел о преступлениях представителей вооруженных формирований Украины, совершенных в Донбассе, свидетельствует о том, что для квалификации таких деяний СК России в зависимости от характера и обстоятельств произошедшего применялся более широкий спектр уголовно-правовых инструментов. Лицам, причастным к совершению подобных преступлений, также вменялась статья 356 УК РФ — применение запрещенных средств и методов ведения войны.
Например, 10 июля 2017 г. военнослужащие Вооруженных сил и Национальной гвардии Украины, выполняя заведомо незаконные приказы вышестоящих командиров, произвели прицельный артиллерийский обстрел из тяжелых видов вооружения, имеющих высокие поражающие свойства, объектов гражданской инфраструктуры, в Петровском районе города Донецка. В результате ранения получили мужчина и женщина, не участвовавшие в вооруженном конфликте. Также в результате указанного обстрела повреждены или полностью разрушены несколько жилых домов по улицам Зеленый Гай и Галичская в городе Донецке. 19 апреля 2018 г. военнослужащие Вооруженных сил и Национальной гвардии Украины произвели снайперский обстрел по территории между контрольно-пропускным пунктом самопровозглашенной Донецкой Народной Республики «Александровка» и контрольно-пропускным пунктом, находившимся под контролем Вооруженных сил Украины (далее - ВСУ), расположенным в районе населенного пункта Марьинка. В результате обстрела ранения получили не участвовавшие в вооруженном конфликте мирные жители — две женщины и один мужчина, которые намеревались попасть на территорию самопровозглашенной Донецкой Народной Республики. В этих и других подобных случаях именно по ст. 356 УК РФ были квалифицированы действия представителей ВСУ, совершенные в период с 2014 г.
