Дата публикации: 11.12.2025

Социально-политическая роль следователя в защите прав потерпевшего от преступления

Аннотация

В статье поднимается вопрос о социально-политической роли следователя в защите прав потерпевшего от преступления. Отмечается, что социально-политическая роль следователя в российском обществе за последние 25 лет была снижена, прежде всего, установлением за следователем «опеки» со стороны руководителя следственного подразделения при снижении надзора прокурора за законностью его деятельности. Обосновывается, что социально-политическая роль следователя в защите прав потерпевшего обусловлена, прежде всего, возложенной на государство Конституцией Российской Федерации обязанностью обеспечить доступ к правосудию и возмещение потерпевшему причиненного ущерба. Утверждается, что достигнуто это может быть только путем эффективного расследования, направленного на установление преступления и лица, его совершившего, при соразмеренном применении процессуального принуждения и процессуальной экономии сил и средств. Автор высказывает опасения в том, что недостаток кадрового обеспечения может повлечь упрощение уголовно-процессуальной сферы. Утверждается о недопустимости упрощения процессуальной формы уголовного судопроизводства за счет снижения процессуальных гарантий защиты прав и интересов его участников, и прежде всего потерпевшего от преступления.




В начале 90-х гг. прошлого века Концепция судебной реформы провозгласила, что центральной фигурой в Следственном комитете должен стать следователь, существование руководителей всех уровней оправдано лишь в качестве организаторов его работы, осуществляющих ресурсное и методическое обеспечение расследования, начальствующих над техническим персоналом. В Концепции утверждалось, что «возможны два пути формирования состязательного расследования: либо через создание Следственного комитета как службы обвинительной власти при обеспечении активности защиты в расследовании и судебном разрешении спорных или касающихся ограничения прав личности вопросов, либо посредством учреждения института следственных судей в судебном ведомстве при признании за нынешним следственным аппаратом функций вспомогательной службы прокуратуры».

Именно первый путь, предложенный в Концепции, был реализован в первоначальной редакции УПК РФ (2001 г.). Однако концептуальная модель уголовного судопроизводства, заложенная в УПК РФ (2001 г.), не нашла своего воплощения в полной мере в правоприменительной деятельности. К сожалению, за прошедшие четверть века социально-политическая роль следователя в российском обществе была снижена, прежде всего, установлением за следователем «опеки» со стороны руководителя следственного подразделения при снижении надзора прокурора за законностью его деятельности. Многочисленные поправки и дополнения в УПК РФ явились не результатом продуманной уголовно-процессуальной политики, а результатом лоббирования различных ведомственных интересов, вследствие чего современное досудебное производство нельзя признать эффективным средством защиты прав и свобод человека, законных интересов государства и общества. Оно перегружено, ресурсно и финансово очень затратно и при этом не обеспечивает в полной мере достижения его назначения, выраженного в ст. 6 УПК РФ.

О системных проблемах в сфере уголовного судопроизводства свидетельствуют как статистические данные правоохранительных органов и судов, так и количество жалоб к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, что подтверждается содержанием ежегодных докладов Президенту Российской Федерации.

Отсутствие внятного ответа на вопрос о том, в каком направлении концептуально должен развиваться российский уголовный процесс, остается одной из самых острых проблем, которая затрудняет его позитивную эволюцию. Не вызывает сомнения тот факт, что для российской правовой и культурной традиции является более приемлемым понимание публично-правового характера реагирования государства на преступление, несмотря на развитие и некоторое расширение частноправовых элементов и аспектов диспозитивности в данной деятельности.

Социально-политическая роль следователя в защите прав потерпевшего обусловлена, прежде всего, возложенной на государство Конституцией РФ обязанностью обеспечить доступ к правосудию и возмещение потерпевшему причиненного ущерба. Достигнуто это может быть путем эффективного расследования, направленного на установление преступления и лица, его совершившего, при соразмеренном применении процессуального принуждения и процессуальной экономии сил и средств.

Список литературы

1. Александров А.И. Проблемы уголовно-процессуальной политики на современном этапе / А.И. Александров, Е.А. Мельников // Уголовное производство: процессуальная теория и криминалистическая практика : материалы международной научно-практической конференции (г.
2. Гуляев А.П. Следователь в уголовном процессе / А.П. Гуляев. Москва : Юридическая литература, 1981. 192 с.
3. Концепция судебной реформы в Российской Федерации / сост. С.А. Пашин. Москва : Республика, 1992. 110 с.
4. Масленникова Л.Н. К вопросу об укреплении верховенства государственной власти в уголовном судопроизводстве / Л.Н. Масленникова // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). 2024. № 1 (13). С. 84–93.

Остальные статьи