Приостановление операций с денежными средствами, электронными денежными средствами, денежными средствами, внесенными в качестве аванса за услуги связи, – новая мера процессуального принуждения
Аннотация
Федеральным законом от 31 июля 2025 г. № 278-ФЗ гл. 14 УПК РФ дополнена ст. 115.2, содержание которой предусматривает введение новой меры процессуального принуждения — приостановления операций с денежными средствами, электронными денежными средствами, денежными средствами, внесенными в качестве аванса за услуги связи. В статье рассматриваются цели и обстоятельства, обуславливающие введение данной принудительной меры, ее сущность, субъекты возникающих правовых отношений, процессуальный порядок применения, участие исполнительной власти во взаимодействии органов предварительного расследования с организациями, осуществляющими телекоммуникационные услуги.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Российский следователь № 12/2025 |
| Страницы | 6-11 |
| DOI | 10.18572/1812-3783-2025-12-6-11 |
За последние несколько лет в 4 раза увеличилось количество преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Если в 2018 г. было совершено 174,7 тыс., то в 2023 — до 667 тыс. преступных деяний. В 2024 г. данная тенденция сохранилась: было зарегистрировано 765,4 тыс. преступлений, что на 13,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В общем числе зарегистрированных преступлений их удельный вес увеличился с 34,8% до 40,0%, в 2023 г. почти половина таких преступлений (48,2%) относится к категориям тяжких и особо тяжких (369,3 тыс.). Анализ современного состояния преступности, связанной с хищением денежных средств дистанционным способом, проводился и другими авторами. Значительное распространение и влияние информационных технологий на все сферы жизни и деятельности общества и отдельной личности требует оптимального противодействия, в том числе предполагает необходимость совершенствования нормативного правового регулирования.
Совершение дистанционных хищений в большинстве случаев происходит в условиях полной анонимности данных. Так, четыре преступления из пяти (84,8%) совершаются посредством сети Интернет (649,1 тыс.), почти половина (45,2%) — с использованием средств мобильной связи (346,0 тыс.). Современные технологии сокращают время похищения денежных средств через кредитные организации и с использованием мобильных телефонов 1 ч. Под разными предлогами злоумышленники убеждают снять с открытого в кредитной организации на имя пострадавшего счета накопленные денежные средства, которые в дальнейшем переводят на иную банковскую карту. В ходе расследования (в процессе получения объяснений, допроса потерпевшего, запроса и др.) устанавливается счет, на который поступили похищенные денежные средства. Вместе с тем органы предварительного расследования были лишены возможности решить вопрос о временном приостановлении операций с активами без обращения в суд, что значительно увеличивало временной промежуток между совершаемым преступлением и его фактическим пресечением. Процессуальная форма наложения ареста на имущество по времени реализации не адаптирована к способам совершения дистанционных преступлений. В правоприменительной практике предпринимались попытки блокирования операций, совершаемых в результате преступной деятельности, посредством направления субъектами ОРД соответствующих писем в адрес кредитных организаций. Тем не менее такие просьбы удовлетворялись только в 17,9% случаев.
Уместно отметить, что некоторые государственные органы наделены правом приостановления операций с денежными средствами и электронными денежными средствами без получения судебного решения. Росфинмониторинг наделен правом приостановления операций с денежными средствами в случае наличия достаточных и предварительно подтвержденных оснований, свидетельствующих о приобретении денежных средств в результате совершения преступления и об их использовании в целях легализации (отмывания) доходов. Право приостанавливать операции с денежными средствами предоставлено налоговым органам в случае непредставления бухгалтерской отчетности. Кредитные организации также имеют полномочия приостанавливать операции по счетам в ситуации, когда они обладают признаками операции без согласия клиента.
Федеральным законом от 31 июля 2025 г. № 278-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» гл. 14 УПК РФ дополнена новой мерой процессуального принуждения в виде приостановления операций с денежными средствами, электронными денежными средствами, денежными средствами, внесенными в качестве аванса за услуги связи (п. 5 ч. 1 ст. 111 УПК РФ). Основания и порядок ее применения регламентированы в ст. 115.2 УПК РФ.
Учитывая степень ограничения прав граждан, следует признать достаточными гарантиями средства ведомственного контроля и прокурорского надзора. Законность и обоснованность применения данной меры процессуального принуждения станет предметом оценки в ходе последующего судебного контроля при наложении ареста на имущество. Кроме того, данное решение не предусматривает изъятие денежных средств и передачу на хранение. Оно состоит в прекращении расходных операций по списанию денежных средств с банковского счета (вклада, депозита), снятию наличных денежных средств и закрытию банковского счета (вклада, депозита), приходные операции не ограничиваются.
