Дата публикации: 04.12.2025

Право на целостность личности европейской системе защиты прав человека

Аннотация

Право на физическую и психическую целостность личности как фундаментальное соматическое право имеет специфику закрепления на европейском региональном уровне защиты прав человека. Эти особенности проявляются в многообразии источников закрепления, а равно в неравномерном отражении в рамках двух основных европейских региональных систем защиты основных прав — брюссельской и страсбургской. Настоящая статья фокусирует особое внимание на практики Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), который в своих постановлениях сформулировал право на целостность личности, в частности в решении по делу Pretty v. UK. В статье анализируется подход ЕСПЧ к раскрытию содержания права на целостность личности, его генезису и месту среди основных прав, а также интерпретации взаимосвязи данного субъективного права с системой гарантий, создающих основу для реализации танатологических прав и нейроправ.




1.  Вступительные замечания

Анализ европейских стандартов защиты права на целостность личности представляет значительный интерес для российского правоведения и практики, несмотря на сложившуюся политико-правовую ситуацию и выход Российской Федерации из юрисдикции Европейского суда по правам человека. Конвенция о защите прав человека и основных свобод, а также практика ЕСПЧ долгое время служили важным ориентиром для формирования российской правозащитной системы. В современных условиях, требующих развития собственных механизмов и стандартов защиты фундаментальных прав, европейский опыт сохраняет свою ценность в качестве источника доктринальных подходов и аргументации, подлежащих критическому осмыслению и адаптации с учетом национальных правовых традиций, суверенных интересов и общественных устоев.

Право на целостность личности является центральным соматическим правом и создает основу для развития составной и разветвленной системы соматических прав: морфологических, репродуктивных, генетических, танатологических, а также нейроправ. Настоящая статья ставит акцент на ключевом постановлении Европейского суда по правам человека, в котором на основе интерпретации Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ) формулируется право на физическую и психическую целостность как право неабсолютное, последовательно анализируются танатологические аспекты личной целостности, а также создается задел для обеспечения в будущем нейроправ, вытекающих из личной психической целостности.

Представленное в статье исследование базируется на сочетании сравнительно-правового метода и системного подхода в ходе изучения особенностей закрепления права на целостность личности в рамках «страсбургской» системы защиты прав личности, а равно при использовании метода анализа косвенных данных.

2. Право на целостность личности как фундаментальное право в системе защиты прав человека на европейском региональном уровне

Список литературы

1. Калиниченко П.А. Геномные исследования: стандарты Совета Европы и правовое регулирование в России / П.А. Калиниченко, С.В. Косилкин // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2019. № 4. С. 108–118.
2. Herring J. The Nature and Significance of the Right to Body Integrity / J. Herring, J. Wall // Cambridge Law Journal. 2017. Vol. 76 (3). P. 566–588.
3. Milins S. Death, Dignity and Discrimination: The Case of Pretty v. United Kingdom / S. Milins // German Law Journal. 2002. Vol. 3 (10). P. 4–14.
4. Pedain A. The Human Rights Dimension of the Diane Pretty Case / A. Pedain // The Cambridge Law Journal. 2003. Vol. 62 (1). P. 181–206.
5. Sanderson M.A. Pretty v. United Kingdom. App. No. 2346/02 / M.A. Sanderson // The American Journal of International Law. 2002. Vol. 96 (4). P. 943–949.

Остальные статьи