Евразийский экономический союз в орбите Организации Объединенных Наций: фарватер для международного сотрудничества
Аннотация
Евразийская интеграция в современных кризисных условиях международных отношений, по мнению авторов, является важным каналом взаимовыгодного межгосударственного сотрудничества для государств постсоветского пространства. Евразийский экономический союз, включая в себя в качестве государств-членов Российскую Федерацию, Республику Казахстан, Республику Беларусь, Кыргызскую Республику и Республику Армения, уверенно сохраняет стабильное функционирование в кризисной международной обстановке, развивается функционально и в части совершенствования права Евразийского экономического союза. В то же время перед ЕАЭС как межгосударственным интеграционным объединением стоят задачи, требующие в том числе научного осмысления и анализа.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Международное публичное и частное право № 04/2025 |
| Страницы | 23-28 |
| DOI | 10.18572/1812-3910-2025-4-23-28 |
Несмотря на потенциальную конфликтогенность международной обстановки, в историческом контексте на смену международной турбулентности придет эпоха стабилизации как в международных политических, так и международных экономических отношениях. С гносеологической точки зрения эти этапы развития были обоснованы в трудах российских ученых еще в дореволюционный период. На рубеже XIX–XX вв. юристы-международники также отмечали, что «характерную черту нашего времени составляют при этом не сила и напряженность общественного самосознания, а то, что оно проявляется в таких великих общественных делах, какими являются современные народности и государства». Ученые обращали внимание на увеличивающиеся потребности людей объединяться в различные «ячейки», а государств — в союзы. Таким образом, международная интеграция была, есть и будет оставаться важным каналом общественного бытия, в числе прочих способствующая движению миропорядка по формационному «колесу» времени.
Общепризнано, что Организация Объединенных Наций (ООН) стоит на «вершине» пирамиды международных организаций, а значит, и межгосударственных интеграционных объединений. Этому способствует действительно универсальный характер ООН. Сформировав под своей эгидой общепризнанные принципы и нормы международного права, ООН заслуженно стала авторитетнейшей международной организацией, служащей ориентиром для учреждения и деятельности других международных межправительственных организаций и межгосударственных объединений.
Является ли ООН в широком смысле международной организацией, занимающейся вопросами интеграции? В подобной коннотации на данный вопрос можно ответить утвердительно. Современная интеграция вытекает из принципа международного сотрудничества государств, являющегося общепризнанным и императивным принципом международного права, сформированным ООН, а он, в свою, очередь, исходит из признания необходимости международного общения государств как международного обычая. Понимание этого гносеологического процесса современной интеграции крайне важно, поскольку государство в силу указанных причин не может отказаться от интеграции как таковой, зато может выбирать наиболее выгодные для себя каналы и форматы интеграции с другими государствами, в том числе за счет участия в международных межправительственных организациях и межгосударственных интеграционных объединениях, а также выстраивать новые модели межгосударственного взаимодействия, том числе с использованием форм и методов «мягкого» права и без наднациональной юрисдикции.
И в кризисные периоды на долю межгосударственных интеграционных объединений приходится очень важная роль как в политических вопросах, так и в экономическом развитии государств в новых условиях. Поэтому уже сейчас важно задумываться о будущих векторах экономического развития.
В то же время с точки зрения международного права ООН не является межгосударственным интеграционным объединением, так как его функционал намного обширнее и богаче, чем у межгосударственного интеграционного объединения, включая вопросы обеспечения международной безопасности.
