Международное сотрудничество государств в борьбе с киберпреступностью
Аннотация
В статье дается анализ основных положений Конвенции ООН против киберпреступности, принятой 24 декабря 2024 г. Показано, что она принята в результате целенаправленной многолетней работы Российской Федерации по консолидации на площадке ООН усилий многих государств по международно-правовой регламентации борьбы с киберпреступностью. Выявлена преемственность Конвенции ООН против киберпреступности и основных конвенций ООН, регламентирующих сотрудничество государств в антикриминальной сфере. Делается вывод, что сложность сотрудничества в исследуемой сфере вызывает необходимость заключения в дальнейшем двусторонних соглашений, особенно в вопросах выдачи и взаимной правовой помощи.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Международное публичное и частное право № 04/2025 |
| Страницы | 18-22 |
| DOI | 10.18572/1812-3910-2025-4-18-22 |
24 декабря 2024 г. была принята Конвенция Организации Объединенных Наций против киберпреступности. Укрепление международного сотрудничества в борьбе с определенными преступлениями, совершаемыми с использованием информационно-коммуникационных систем, и в обмене доказательствами в электронной форме, относящимися к серьезным преступлениям, ставшая итогом многолетних усилий Российской Федерации по международно-правовому урегулированию важнейшей сферы жизнедеятельности человечества в XXI в. Начиная с 60-х годов XX в. компьютерная преступность заявила о себе как о растущей криминальной угрозе. Необходимость противодействия ей как угрозе информационной безопасности в широком контексте была обозначена Российской Федерацией на уровне ООН в 1998 г., что нашло свое отражение в Резолюции 53/70 Генеральной Ассамблеи ООН «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности».
Генеральная Ассамблея ООН в декабре 2019 г. учредила специальный межправительственный комитет экспертов открытого состава, представляющий все регионы, для разработки всеобъемлющей международной конвенции о противодействии использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях. Рост преступлений с использованием компьютерной техники предопределил необходимость наращивания усилий государств в этой сфере. В контексте борьбы с преступностью X Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в апреле 2000 г. выделил пять категорий киберпреступлений.
Мировое сообщество на региональном уровне также предпринимало попытки борьбы с киберпреступностью. В частности, были приняты Будапештская конвенция о киберпреступности от 23 ноября 2001 г. и Конвенция Африканского союза о кибербезопасности и защите персональных данных от 27 июня 2014 г., Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий от 28 сентября 2018 г.
Следует согласиться с В.О. Давыдовым, что преступления, совершенные в цифровом пространстве, «представляют значительную сложность для расследования, так как не находятся в ведении отдельного государства, конкретного юридического или физического лица». Это обусловило активное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) террористами всех мастей и организованной транснациональной преступностью. В настоящее время данные противоправные деяния являются факторами, подрывающими мир, безопасность, устойчивость экономического развития, создающими угрозу самому институту государственности. ООН, отмечающая в этом году свое 80-летие, системно занимается координацией и организацией борьбы мирового сообщества с использованием ИКТ в террористических целях. Одним из примеров этого является анонсированное на 5–6 декабря 2025 г. обсуждение в Отделении ООН в Вене вопросов борьбы с онлайновой террористической деятельностью в рамках мероприятия «Кибервызов».
Разработка международной конвенции по борьбе с киберпреступностью длительное время обсуждалась на универсальном, региональном и национальном уровнях. Учреждение ООН в 2019 г. специального межправительственного комитета экспертов открытого состава стало определенным этапом в спорах на площадке ООН по поводу подходов к такой животрепещущей проблеме. Во многом благодаря усилиям России за пять лет удалось подготовить конвенцию, которая закрепила цифровой суверенитет государств над своим информационным пространством. Конвенция регламентирует ключевые аспекты сотрудничества по борьбе с киберпреступностью, что позволяет надеяться на консолидацию усилий большинства государств планеты.
