Международная территория опережающего развития как новое направление в развитии территориальных преференциальных режимов
Аннотация
В статье рассматриваются международные территории опережающего развития (МТОР) как новая форма территориально-преференциальных режимов (ТПР), направленная на формирование точек экономического роста в целях выравнивания пространственного развития регионов. На основе анализа вновь вводимого правового регулирования выявлены основные признаки МТОР, позволяющие отнести их к категории ТПР. Проделанный анализ позволил также предложить возможные сферы использования МТОР.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Финансовое право № 12/2025 |
| Страницы | 33-37 |
| DOI | 10.18572/1813-1220-2025-12-33-37 |
Географические особенности Российской Федерации требуют большого внимания к проблемам пространственного развития, поэтому в последнее время этим вопросам уделяется все больше внимания на разных уровнях государственной власти, что отражается и на формировании особого массива нормативного регулирования, направленного на создание условий для реализации методов, призванных создавать условия для равномерного поступательного развития по всей территории страны, а не только в отдельных субъектах, включая вопросы обезлюдивания, экономических и инфраструктурных диспропорций и т.д. Так, в соответствии со ст. 11 Закона о стратегическом планировании документы стратегического планирования разрабатываются в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования и включают в себя в том числе стратегии пространственного развития и социально-экономического развития Российской Федерации, а также иные стратегические документы, принимаемые на разных уровнях. По справедливому замечанию А.А. Мохова, дефекты пространственного развития существенным образом снижают степень защищенности общества и государства от угроз и рисков по отдельным видам безопасности и национальной безопасности в целом. Цели повышения конкурентоспособности регионов, выравнивания территориальных диспропорций и формирования устойчивых точек экономического роста, устранения инфраструктурных диспропорций были обозначены в числе ключевых задач в Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 г. а также в стратегиях экономического развития регионов. Усилившееся в последние годы на международной арене политическое и экономическое противостояние сделало данный вопрос не просто актуальным, а определяющим стратегические ориентиры экономической политики Российской Федерации на долгие годы, что повлияло и на формирование целей в новом документе, определяющем пространственное развитие до 2030 г. с прогнозом до 2036 г., в котором отмечено, что в числе пространственных приоритетов развития федеральных округов Российской Федерации, Арктической зоны Российской Федерации и новых субъектов Российской Федерации, а также геостратегических территорий Российской Федерации учет не только их специфики, но и новых вызовов и возможностей для их развития, отмечается переориентация экономических связей на дружественные государства, к которым относится и Китай, при этом основные направления развития Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации включают реализацию инвестиционных проектов, направленных на промышленную кооперацию с дружественными странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе на международных территориях опережающего развития в приграничных районах Приморского, Хабаровского и Забайкальского краев, Амурской области и Еврейской автономной области. Таким образом, решение обозначенных стратегических задач в значительной степени связано с формированием новых точек экономического роста, обеспечивающих концентрацию инвестиционных, инфраструктурных и человеческих ресурсов на приоритетных направлениях развития. Концепция «точек роста» предполагает, что отдельные регионы становятся драйверами инноваций и источниками мультипликативного эффекта для экономики страны в целом. Переход от концепции к практическим институциональным решениям требует юридического оформления. В этом смысле территориально-преференциальные режимы (далее — ТПР) выступают естественным механизмом реализации концепции точек роста, поскольку они объединяют пространственное очерчивание (границы зоны), особые механизмы управления, а также правовое закрепление особых правил и экономических стимулов в целях комплексного устойчивого социально-экономического и инновационного развития территории, повышения уровня и качества жизни населения. Таким образом, ТПР представляет собой не просто набор льгот, а комплексный правовой инструмент, предназначенный для создания условий, при которых локальный рост становится устойчивым и преобразующим для сопредельных территорий.
