Дата публикации: 11.12.2025

Международная территория опережающего развития как новое направление в развитии территориальных преференциальных режимов

Аннотация

В статье рассматриваются международные территории опережающего развития (МТОР) как новая форма территориально-преференциальных режимов (ТПР), направленная на формирование точек экономического роста в целях выравнивания пространственного развития регионов. На основе анализа вновь вводимого правового регулирования выявлены основные признаки МТОР, позволяющие отнести их к категории ТПР. Проделанный анализ позволил также предложить возможные сферы использования МТОР.




Географические особенности Российской Федерации требуют большого внимания к проблемам пространственного развития, поэтому в последнее время этим вопросам уделяется все больше внимания на разных уровнях государственной власти, что отражается и на формировании особого массива нормативного регулирования, направленного на создание условий для реализации методов, призванных создавать условия для равномерного поступательного развития по всей территории страны, а не только в отдельных субъектах, включая вопросы обезлюдивания, экономических и инфраструктурных диспропорций и т.д. Так, в соответствии со ст. 11 Закона о стратегическом планировании документы стратегического планирования разрабатываются в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования и включают в себя в том числе стратегии пространственного развития и социально-экономического развития Российской Федерации, а также иные стратегические документы, принимаемые на разных уровнях. По справедливому замечанию А.А. Мохова, дефекты пространственного развития существенным образом снижают степень защищенности общества и государства от угроз и рисков по отдельным видам безопасности и национальной безопасности в целом. Цели повышения конкурентоспособности регионов, выравнивания территориальных диспропорций и формирования устойчивых точек экономического роста, устранения инфраструктурных диспропорций были обозначены в числе ключевых задач в Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 г. а также в стратегиях экономического развития регионов. Усилившееся в последние годы на международной арене политическое и экономическое противостояние сделало данный вопрос не просто актуальным, а определяющим стратегические ориентиры экономической политики Российской Федерации на долгие годы, что повлияло и на формирование целей в новом документе, определяющем пространственное развитие до 2030 г. с прогнозом до 2036 г., в котором отмечено, что в числе пространственных приоритетов развития федеральных округов Российской Федерации, Арктической зоны Российской Федерации и новых субъектов Российской Федерации, а также геостратегических территорий Российской Федерации учет не только их специфики, но и новых вызовов и возможностей для их развития, отмечается переориентация экономических связей на дружественные государства, к которым относится и Китай, при этом основные направления развития Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации включают реализацию инвестиционных проектов, направленных на промышленную кооперацию с дружественными странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе на международных территориях опережающего развития в приграничных районах Приморского, Хабаровского и Забайкальского краев, Амурской области и Еврейской автономной области. Таким образом, решение обозначенных стратегических задач в значительной степени связано с формированием новых точек экономического роста, обеспечивающих концентрацию инвестиционных, инфраструктурных и человеческих ресурсов на приоритетных направлениях развития. Концепция «точек роста» предполагает, что отдельные регионы становятся драйверами инноваций и источниками мультипликативного эффекта для экономики страны в целом. Переход от концепции к практическим институциональным решениям требует юридического оформления. В этом смысле территориально-преференциальные режимы (далее — ТПР) выступают естественным механизмом реализации концепции точек роста, поскольку они объединяют пространственное очерчивание (границы зоны), особые механизмы управления, а также правовое закрепление особых правил и экономических стимулов в целях комплексного устойчивого социально-экономического и инновационного развития территории, повышения уровня и качества жизни населения. Таким образом, ТПР представляет собой не просто набор льгот, а комплексный правовой инструмент, предназначенный для создания условий, при которых локальный рост становится устойчивым и преобразующим для сопредельных территорий.

Список литературы

1. Ван Ж. Китай и Камбоджа: модель международного сотрудничества в рамках инициативы «Пояс и Путь» / Ж. Ван // Известия Восточного института. 2024. № 2. С. 109–119. <a href="https://doi.org/10.24866/2542-1611/2024-2/109-119" target="_blank">https://doi.org/10.24866/2542-1611/2024-2/109-119</a>
2. Мохов А.А. Пространственное развитие страны и вопросы обеспечения национальной безопасности / А.А. Мохов // Современное право. 2025. № 1. С. 12–16.
3. Наумов И.В. Эволюция теорий пространственного развития: принципиальные особенности и современные задачи исследований / И.В. Наумов, В.М. Седельников, Л.М. Аверина // Журнал экономической теории. 2020. Т. 17. № 2. С. 383–398.
4. Онищенко К.В. Зарубежный опыт финансово-правового регулирования территориальных преференциальных режимов / К.В. Онищенко // Финансовое право. 2024. № 2. С. 11–14.
5. Онищенко К.В. Основные тенденции развития финансово-правового регулирования территориальных преференциальных режимов на современном этапе / К.В. Онищенко // Право и государство: теория и практика. 2024. № 7 (235). С. 229–232.
6. Онищенко К.В. Понятие и признаки территориальных преференциальных режимов: конституционно-правовые аспекты институционализации и финансового регулирования / К.В. Онищенко // Конституционное и муниципальное право. 2024. № 1. С. 40–47.
7. Онищенко К.В. Развитие налогообложения резидентов территориальных преференциальных режимов / К.В. Онищенко // Юрист. 2025. № 5. С. 48–53.
8. Шкодинский С.В. Становление и развитие теорий кумулятивного роста / С.В. Шкодинский, Ю.Ю. Болотов // Вестник Академии права и управления. 2015. № 2 (39). С. 134–141.
9. Danja, I.I. Towards Transformative Policies for Fast-Tracking Special Economic Zones Development in Africa / I.I. Danja, W. Xinping, S. Barau Aliyu, S. Falahatdoost // International Journal of African Studies. 2023. Vol. 3 (2). P. 6–23.
10. Deborah Bräutigam. Economic statecraft in China's new overseas special economic zones: soft power, business or resource security? / Bräutigam Deborah, Xiaoyang Tang // International Affairs. 2012. Vol. 88. Iss. 4. P. 799–816. <a href="https://doi.org/10.1111/j.146" target="_blank">https://doi.org/10.1111/j.146</a>
11. Liu, H. From infrastructure space to network power: Chinese cross-border collaborative Special Economic Zones in Southeast Asia / H. Liu, C. Yao // Asia Europe Journal. 2025. Vol. 23. P. 263–284. <a href="https://doi.org/10.1007/s10308-025-00738-z" target="_blank">https://doi.org/10.1007/s10308-025-00738-z</a>
12. Qin, Q. How Do Overseas Economic and Trade Cooperation Zones along the Belt and Road Affect the Economic Growth of Host Countries? / Q. Qin, C. Sun // Sustainability. 2023. Vol. 15. Iss. 4. Art. 2894. DOI: 10.3390/su15042894
13. Wang, W. Construction and Comparative Analysis of Economic and Trade Cooperation Zones Outside China / W. Wang, H. Yi // Asia-Pacific Economic Management Review. 2023. Vol. 1. Iss. 4. P. 35–49. DOI: 10.62177/apemr.v1i4.41
14. Zhang, Y. The Impact of China’s Overseas Economic and Trade Cooperation Zones on Sustainable Trade of Host Countries / Y. Zhang, Z. Fu, L. Xu, Z. Lu // Sustainability. 2023. Vol. 15. Iss. 24. Art. 16951. DOI: 10.3390/su15241695

Остальные статьи