Дата публикации: 11.12.2025

Казначейское сопровождение как правовой механизм обеспечения результативности бюджетных расходов

Аннотация

Результативность бюджетных расходов как одно из слагаемых принципа эффективности бюджетной системы Российской Федерации потребовала разработки мер бюджетной политики, которые стали выходить собственно за рамки бюджетного законодательства. До введения механизма казначейского сопровождения юридические лица были вправе использовать поступающие суммы аванса, а также средства субсидий в качестве оборотных финансовых ресурсов. Отсутствие правового регулирования использования указанных средств приводило к рискам неисполнения соответствующими юридическими лицами своих обязательств по заключенным государственным контрактам (соглашениям о предоставлении субсидии). Необходимость обеспечения результативности использования бюджетных средств привела к созданию бюджетным законодательством правового режима использования по целевому назначению предоставленных авансовых средств из бюджета. Возможность установления такого правового режима в части использования средств авансов соответствует гражданскому законодательству. При размещении государственного заказа и предоставлении субсидий результат использования бюджетных средств достигается юридическими лицами, вступающими в договорные отношения с публично-правовыми образованиями. Администраторы бюджетных средств, которые должны обеспечивать результативность бюджетных расходов, наряду с бюджетными полномочиями получили в виде казначейского сопровождения дополнительный инструмент обеспечения результативности бюджетных расходов. Казначейское сопровождение средств из бюджетов стало механизмом реализации правового режима использования средств из бюджета по целевому назначению.




Результативность бюджетных средств

Одним из ключевых принципов бюджетной системы является принцип эффективности, слагаемым элементом которого является результативность использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ). Бюджетный кодекс возложил в качестве бюджетного полномочия обязанность по обеспечению результативности на администраторов бюджетных средств — главного распорядителя бюджетных средств (подп. 1 п. 1 ст. 158 БК РФ), а также на получателя бюджетных средств (подп. 3 п. 1 ст. 162 БК РФ).

В качестве результата использования бюджетных средств можно рассматривать прежде всего оказанные государственные услуги, введенные в эксплуатацию объекты бюджетных инвестиций, закупленные товары (работы, услуги). Если государственные услуги оказываются самим публично-правовым образованием (или подведомственным администратору бюджетных средств автономным или бюджетным учреждением), то полная ответственность за достижение результата использования бюджетных средств обоснованно полностью возлагается на соответствующего администратора бюджетных средств. В этом случае для достижения результата он обладает достаточно широким спектром полномочий как работодатель для сотрудников или как учредитель государственных учреждений.

Однако в случае размещения государственного заказа или предоставления субсидий у администраторов бюджетных средств существует достаточно ограниченный набор правовых инструментов, которые бы позволяли обеспечить результативность использования средств.

Такое положение обусловлено тем, что исполнители государственного заказа — поставщики товаров, работ, услуг, а также юридические лица — получатели бюджетных субсидий и инвестиций состоят в договорных отношениях с публично-правовыми образованиями, и именно их юридическим обязательством является достижение конкретного результата, определенного в качестве предмета соответствующих контрактов, соглашений и договоров. Если же договорные обязательства со стороны исполнителей не выполнены, то у администраторов бюджетных средств остается только возможность применения мер ответственности в соответствии с заключенными договорами, что отнюдь не означает достижение желаемого результата в соответствии с целевым назначением выделенных бюджетных средств.

Список литературы

1. Алексеев С.С. Собрание сочинений. В 10 томах. Т. 3. Проблемы теории права : курс лекций / С.С. Алексеев. Москва : Статут, 2010. 781 с.
2. Глазунова И.В. Развитие казначейского сопровождения бюджетных средств: проблемы и перспективы / И.В. Глазунова // Правоприменение. 2021. Т. 5. № 4. С. 120–134.
3. Грачева Е.Ю. Системность и система финансового права как публично-правовой отрасли / Е.Ю. Грачева // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2025. № 6. С. 22–32.
4. Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг : монография / Р.Е. Артюхин, А.Ю. Демидов, В.М. Карпенко, Н.А. Поветкина. Москва : Юриспруденция, 2024. 239 с.
5. Озеров И.Х. Как расходуются в России народные деньги? Критика русского расходного бюджета и государственный контроль / И.Х. Озеров. 2-е изд. Москва : тип. А.П. Поплавского, 1907. 310 с.
6. Пашенцев Д.А. Частное и публичное в финансовом праве / Д.А. Пашенцев // Концепция частного и публичного права России : монография / В.И. Иванов, Ю.С. Харитонова, А.В. Барков [и др.] ; под редакцией В.И. Иванова, Ю.С. Харитоновой Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015.
7. Соколова Э.Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований / Э.Д. Соколова. Москва : Юриспруденция, 2009. 262 с.

Остальные статьи