К вопросу осуществления контроля за реализацией государственных программ
Аннотация
Работа посвящена изучению правовых основ и сложившейся практики осуществления контроля за реализацией государственных программ Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Программно-целевой метод прочно вошел в практику формирования бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Переориентация процесса освоения бюджетных средств на прочную увязку расходов с социально значимыми целями и конкретными, измеримыми результатами была призвана в том числе обеспечить прозрачность бюджетного процесса. Однако, по мнению автора, внедрение программного бюджета не сопровождалось выстраиванием действенной системы контроля за реализацией государственных программ. Переход с 2022 г. к программам нового формата не устранил возникшие системные недостатки. С учетом того, что контрольная функция законодательных органов власти осуществляется на практике в ограниченном виде, автор уделяет внимание полномочиям органов внешнего государственного финансового контроля в сфере реализации государственных программ.
Ключевые слова
- программно-целевой метод
- документ стратегического планирования
- программы нового формата
- стадии управления государственными программами
- предварительный контроль
- внешний государственный финансовый контроль
- принцип системности контроля
- измеримые цели
- конкретные результаты
- действенный контроль
- оценка эффективности
| Тип | Статья |
| Издание | Финансовое право № 12/2025 |
| Страницы | 6-9 |
| DOI | 10.18572/1813-1220-2025-12-6-9 |
Более 20 лет назад, в 2004 г. в бюджетной политике Российской Федерации был объявлен курс, получивший название «бюджетирование, ориентированное на результат», основной целью которого явилось переориентирование субъектов бюджетной деятельности с простого освоения бюджетных средств на получение реальной выгоды для государства. Одним из направлений реализации бюджетирования, ориентированного на результат, стал переход к совершенно иной системе построения бюджета — программной.
С 2012 г. началось использование программно-целевого метода, сначала на федеральном уровне, затем на региональном и наконец — на муниципальном. С 2012 по 2014 гг. программно-целевое планирование стало основой всего бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы. В отличие от традиционного бюджета, при котором все расходы соответствовали определенным направлениям деятельности государства, данный формат бюджета наполняется программами, которые увязывают расходы с конкретными, измеримыми целями, соответственно, государство не распыляет ресурсы, а концентрирует их на отдельных крупных целях. Данный метод давно получил широкое распространение в европейских странах, а также в США. В Соединенных Штатах около 50% государственных расходов реализуется посредством программно-целевого метода, во Франции — более 80%.
Периодические просчеты в осуществляемой экономической политике возможны и в условиях стабильной социально-экономической ситуации в стране, соответственно, их возникновение и последствия обостряются в условиях чрезвычайных ситуаций, в частности при текущем санкционном давлении на Российскую Федерацию и вызванной им острой необходимости оптимизации бюджетных расходов. В условиях ограниченности публичных финансовых ресурсов все большее значение имеет программно-целевое расходование бюджетных средств, предполагающее в упрощенном виде условную схему «цели — способы реализации — результат — оценка результата».
Государственные программы в настоящее время — это основной механизм реализации стратегии социально-экономического развития государства и регионов. Являясь документом стратегического планирования, предназначенным для решения целей и задач комплексного развития территориального образования, программа должна, в том числе, обеспечивать прозрачность освоения бюджетных средств.
Однако за 12 лет функционирования программно-целевого метода накопились системные проблемы его реализации, а именно: низкое качество целеполагания, регулярное неисполнение сроков реализации мероприятий, отсутствие взаимосвязи между целями, программными мероприятиями и полученными результатами, подмена показателей результатами. Все это вызвало необходимость перехода к программам нового формата.
