Дата публикации: 11.12.2025

К вопросу осуществления контроля за реализацией государственных программ

Аннотация

Работа посвящена изучению правовых основ и сложившейся практики осуществления контроля за реализацией государственных программ Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Программно-целевой метод прочно вошел в практику формирования бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Переориентация процесса освоения бюджетных средств на прочную увязку расходов с социально значимыми целями и конкретными, измеримыми результатами была призвана в том числе обеспечить прозрачность бюджетного процесса. Однако, по мнению автора, внедрение программного бюджета не сопровождалось выстраиванием действенной системы контроля за реализацией государственных программ. Переход с 2022 г. к программам нового формата не устранил возникшие системные недостатки. С учетом того, что контрольная функция законодательных органов власти осуществляется на практике в ограниченном виде, автор уделяет внимание полномочиям органов внешнего государственного финансового контроля в сфере реализации государственных программ.




Более 20 лет назад, в 2004 г. в бюджетной политике Российской Федерации был объявлен курс, получивший название «бюджетирование, ориентированное на результат», основной целью которого явилось переориентирование субъектов бюджетной деятельности с простого освоения бюджетных средств на получение реальной выгоды для государства. Одним из направлений реализации бюджетирования, ориентированного на результат, стал переход к совершенно иной системе построения бюджета — программной.

С 2012 г. началось использование программно-целевого метода, сначала на федеральном уровне, затем на региональном и наконец — на муниципальном. С 2012 по 2014 гг. программно-целевое планирование стало основой всего бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы. В отличие от традиционного бюджета, при котором все расходы соответствовали определенным направлениям деятельности государства, данный формат бюджета наполняется программами, которые увязывают расходы с конкретными, измеримыми целями, соответственно, государство не распыляет ресурсы, а концентрирует их на отдельных крупных целях. Данный метод давно получил широкое распространение в европейских странах, а также в США. В Соединенных Штатах около 50% государственных расходов реализуется посредством программно-целевого метода, во Франции — более 80%.

Периодические просчеты в осуществляемой экономической политике возможны и в условиях стабильной социально-экономической ситуации в стране, соответственно, их возникновение и последствия обостряются в условиях чрезвычайных ситуаций, в частности при текущем санкционном давлении на Российскую Федерацию и вызванной им острой необходимости оптимизации бюджетных расходов. В условиях ограниченности публичных финансовых ресурсов все большее значение имеет программно-целевое расходование бюджетных средств, предполагающее в упрощенном виде условную схему «цели — способы реализации — результат — оценка результата».

Государственные программы в настоящее время — это основной механизм реализации стратегии социально-экономического развития государства и регионов. Являясь документом стратегического планирования, предназначенным для решения целей и задач комплексного развития территориального образования, программа должна, в том числе, обеспечивать прозрачность освоения бюджетных средств.

Однако за 12 лет функционирования программно-целевого метода накопились системные проблемы его реализации, а именно: низкое качество целеполагания, регулярное неисполнение сроков реализации мероприятий, отсутствие взаимосвязи между целями, программными мероприятиями и полученными результатами, подмена показателей результатами. Все это вызвало необходимость перехода к программам нового формата.

Список литературы

1. Бердникова Е.В. Актуальные вопросы правового регулирования и реализации парламентского контроля в Российской Федерации / Е.В. Бердникова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2015. Т. 15. № 4. С. 431–437.
2. Борщ Л.М. Финансовый контроль в процессе реализации региональных целевых программ / Л.М. Борщ, М.А.К. Джалал // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2023. № 1 (62). С. 5–18.
3. Брехов А.В. Правовые основы и актуальные вопросы осуществления общественного и парламентского финансового контроля в Российской Федерации / А.В. Брехов // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2025. № 1. С. 44–48.
4. Гришин В.В. Финансовый контроль как инструмент принятия управленческого решения / В.В. Гришин, Г.В. Надарейшвили // Право и управление. XXI век. 2013. № 1 (26). С. 37–46.
5. Мастеров А.И. Программно-целевое бюджетирование как инструмент стратегического планирования / А.И. Мастеров // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 3. С. 64–70.
6. Минаева Е.А. Развитие государственного финансового контроля за расходами бюджета на реализацию целевых программ : диссертация кандидата экономических наук / Е.А. Минаева. Москва, 2015. 201 с.

Остальные статьи