Небюджетные средства публично-правовых образований как объект регулирования бюджетным законодательством
Аннотация
С появлением казначейского обслуживания, системы казначейских платежей, казначейского сопровождения на казначейских счетах публично-правовых образований сформировались денежные средства, не являющиеся средствами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, но подлежащие бюджетно-правовому регулированию. Проведенный в статье анализ позволяет сделать вывод о формировании у публично-правовых образований новых видов денежных средств — небюджетных средств, в отношении которых применяется классическое для принципа единства кассы разделение правомочий: публично-правовые образования не вправе осуществлять правомочия распоряжения, но осуществляют правомочия владения и пользования. Распорядителями небюджетных средств являются администраторы небюджетных средств — получатели бюджетных средств, бюджетные и автономные учреждения, получатели средств из бюджета и участники казначейского сопровождения. Пользование небюджетными средствами осуществляется при временном привлечении небюджетных средств на единые счета бюджета в качестве иных источников финансирования дефицита бюджета. Особенность режима небюджетных средств заключается в том, что данные отношения связаны с бюджетными, но бюджетно-правовыми в строгом смысле не являются. В этом проявляется закономерность расширения предмета правового регулирования со стороны бюджетного законодательства с включением в него финансово-правовых институтов.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Юрист № 12/2025 |
| Страницы | 18-26 |
| DOI | 10.18572/1812-3929-2025-12-18-26 |
Небюджетные средства: постановка вопроса
Традиционно публично-правовым образованиям принадлежат бюджетные средства, операции с которыми осуществляются и отражаются на единых счетах бюджетов. Наличие у публично-правовых образований иных видов средств первоначальной редакцией БК РФ не предполагалось и, более того, из-за внебюджетных фондов, имевшихся в 1990-е годы у государственных органов, могло рассматриваться в качестве нарушения принципа полноты отражения доходов и расходов бюджета, установленного ст. 32 БК РФ.
За прошедшие четверть века с момента вступления в силу Бюджетного кодекса Российской Федерации предмет правового регулирования со стороны бюджетного законодательства расширился, включив, помимо средств бюджета, еще и новые виды средств.
БК РФ ни в общих положениях, ни в разделе, посвященном бюджетному устройству, прямо не устанавливает возможность наличия у публично-правовых образований фондов денежных средств, не входящих в состав бюджетов. Однако благодаря развитию правовых институтов казначейского обслуживания и системы казначейских платежей, положения которых кодифицированы в отдельные главы БК РФ (главы 24.3, 24.2), на казначейских счетах публично-правовых образований сформировались значительные объемы денежных средств, которые хоть и не подлежат включению в состав средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, но стали объектом бюджетно-правового регулирования и оказывают значительное влияние на бюджетную устойчивость публично-правовых образований.
Из содержания ст. 242.14 главы 24.3 «Казначейское обслуживание» следует, что учету на казначейских счетах как счетах учета денежных средств подлежат:
