Инвестиции в туристическую отрасль Владимирской области: актуальные тенденции развития
Аннотация
Статья посвящена исследованию динамики инвестиционных процессов туристической отрасли Владимирской области и выявлению ключевых проблем, сдерживающих ее развитие. Установлено, что в условиях трансформации туристического рынка после ухода международных операторов необходимо формирование новых механизмов привлечения инвестиций для обеспечения устойчивого развития отрасли. Определено, что существующие диспропорции в территориальном распределении инвестиций, дефицит профессиональных кадров и отсутствие единых стандартов обслуживания снижают эффективность привлекаемых инвестиций. В результате исследования авторы приходят к выводу о необходимости разработки комплексной программы стимулирования инвестиционной активности, включающей создание центров компетенций в сфере гостиничного бизнеса, разработку региональных программ поддержки малых форм туриндустрии, а также формирование благоприятной нормативно-правовой среды.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Туризм: право и экономика № 04/2025 |
| Страницы | 22-26 |
| DOI | 10.18572/1813-1212-2025-4-22-26 |
Последние годы стали периодом серьёзных испытаний для мировой туристической индустрии. Пандемия COVID-19, начавшаяся в 2020 г., нанесла беспрецедентный удар по отрасли: закрытие границ, ограничения на передвижение и спад спроса привели к резкому сокращению инвестиций. Многие проекты были заморожены, а инвесторы переориентировались на более стабильные секторы экономики. После двух лет борьбы с последствиями пандемии туристический сектор столкнулся с новыми потрясениями — геополитической нестабильностью, санкционным давлением, ростом инфляции и разрывом логистических цепочек. Данные факторы существенно повлияли на инвестиционную активность, заставив игроков рынка пересматривать стратегии.
В условиях санкций, логистических барьеров и ограничения международного авиасообщения произошло резкое сокращение выездного туризма. Количество россиян, выбравших зарубежные направления, сократилось на 40–60% по сравнению с доковидным периодом. При этом сохранился ограниченный спрос на ряд доступных направлений, включая Турцию, ОАЭ и Таиланд, тогда как туристический обмен с большинством европейских стран практически прекратился.
Параллельно наблюдался стремительный рост внутреннего туризма, ставшего основным направлением рекреационной активности российских граждан. Сформировались новые точки роста в традиционных рекреационных зонах — Крыму и Краснодарском крае, где нагрузка на курортную инфраструктуру достигла исторических максимумов.
В свете обозначенных вызовов, стоящих перед российским туристическим сектором, особую актуальность приобретает системный подход к развитию отрасли, заложенный в Стратегии развития туризма до 2035 года (далее — Стратегия). Основными задачами данного документа являются: создание конкурентоспособного туристского продукта Российской Федерации, стимулирование спроса и повышение доступности туристского продукта Российской Федерации на внутреннем и внешнем рынках, совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере туризма с учетом тенденций развития туристской отрасли, а также совершенствование системы управления туризмом в Российской Федерации, в том числе системы сбора, обработки и анализа статистических данных о развитии туризма.
Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2035 года устанавливает систему целевых показателей, отражающих ключевые приоритеты государственной политики в данной сфере. Первая группа показателей направлена на количественный рост туристической активности. К ним относятся планируемое увеличение числа внутренних туристских поездок до 140 млн в год и рост объема экспорта туристических услуг в 4 раза по сравнению с 2019 г. Вторая группа показателей сфокусирована на развитии туристической инфраструктуры. В их числе — увеличение количества классифицированных средств размещения до 15 тыс. объектов и рост доли туристических кластеров в ВВП. Особое значение имеют показатели, характеризующие качественные преобразования в управлении отраслью. К ним относится внедрение системы мониторинга туристических потоков, а также цифровизация 90% услуг в сфере туризма. Отдельная группа индикаторов касается кадрового обеспечения отрасли. Планируемое увеличение численности занятых в сфере туризма до 3 млн человек и рост производительности труда в отрасли отражают комплексный подход к развитию человеческого капитала как ключевого фактора повышения качества туристических услуг. Система показателей Стратегии также включает параметры, характеризующие устойчивое развитие отрасли. Это касается увеличения доли экологичных видов транспорта в туристических перевозках и роста числа объектов туристического показа, адаптированных для людей с ограниченными возможностями.
