Дата публикации: 04.12.2025

Коммерциализация музейных фондов в целях развития культурного туризма в России: традиционные и инновационные решения

Аннотация

В статье исследуются способы коммерциализации музейных фондов в целях развития культурного туризма в России. Определено, что коммерциализация способствует привлечению дополнительных средств на развитие самих музеев, поддержанию в сохранности таких фондов, повышению доступности культурного наследия, привлечению широкого круга туристов при условии соблюдения законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и музейных фондах. Рассмотрены и обобщены традиционные и инновационные модели коммерциализации музейных фондов, используемых российскими музеями на современном этапе. Приведены положительные и успешные примеры того, как российские музеи успешно коммерциализируют музейные фонды и интегрируют их в сферу туризма, предлагая посетителям разнообразные услуги и товары, которые помогают сохранять и популяризовать культурное наследие нашей страны. Автором определены актуальные тенденции и перспективные пути развития коммерциализации музейных фондов музейных организаций России в целях развития культурного туризма.




Музеи играют значимую роль в развитии туристской индустрии, способствуя привлечению отечественных и иностранных туристов, повышению интереса к культурному наследию страны. В целях поддержания своей деятельности и развития культурного туризма в современных условиях необходимой представляется коммерциализация интеллектуальной собственности, связанной с экспонатами, коллекциями и брендами музеев.

В научной литературе коммерциализация объектов интеллектуальной собственности трактуется как получение прибыли от введения данных объектов в хозяйственный оборот. Ряд исследователей полагают, что коммерциализация является «сложным продолжительным процессом, начинающимся с момента разработки и создания объекта интеллектуальной собственности и завершающимся его выходом на рынок». Таким образом, коммерциализация интеллектуальной собственности представляет собой процесс превращения объектов интеллектуальной собственности в рыночный продукт с целью извлечения прибыли.

Коммерциализация музейных фондов представляет собой важный инструмент для музеев, который позволяет получать и увеличивать доходы, привлекать посетителей, способствовать сохранению и популяризации культурного наследия.

Многие музеи обладают обширным перечнем материальных и нематериальных объектов, обладающих исторической, художественной, научной, культурной или иной значимостью, которые являются музейными фондами. Законодательство Российской Федерации устанавливает четкое регулирование статуса музейных фондов. Музейный фонд Российской Федерации может находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности. Хранение, комплектование, учет и использование музейных предметов и коллекций, входящих в Музейный фонд Российской Федерации, осуществляют музеи, если они находятся в их владении и пользовании. Если музей является государственным или муниципальным, то собственником является государство или муниципальное образование. Государственная часть Музейного фонда находится в федеральной собственности, а остальные части находятся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. Государственный музей может передавать отдельные полномочия управления своим имуществом (включая право распоряжения экспонатами) уполномоченным органам власти, таким как Министерство культуры Российской Федерации или региональные органы управления культурой. Частные музеи принадлежат физическим лицам или организациям, имеющим статус юридического лица. Владельцы частных музеев сами осуществляют управление фондами и пользуются всеми правами собственника, предусмотренными Гражданским кодексом РФ. Однако даже частные музеи обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, касающееся охраны памятников культуры и исторической ценности объектов, находящихся в их распоряжении. Следовательно, владелец музейных фондов определяется статусом самого музея и формой собственности на имущество, находящееся в его составе.

Правообладатель интеллектуальной собственности вправе распоряжаться исключительным правом на объект интеллектуальной собственности, использовать объект интеллектуальной собственности способами, предусмотренными законодательством, а также разрешать или запрещать использование объекта интеллектуальной собственности другим лицам. Следует учитывать, что музеи не являются обладателями исключительного права на объекты интеллектуальной собственности, находящиеся в составе музейных фондов. Если предмет находится в общественном достоянии, то у музейной организации не может возникнуть исключительного права на него. Музей имеет только правомочия по контролю коммерческого использования таких предметов. Исключительное право у музея может возникнуть в случае его передачи правообладателем, если срок действия такого права не истек. Подтверждением последнего может служить Определение Верховного Суда РФ от 23 августа 2022 г. года по делу № 5-КГ22-54-К2, в котором обозначено, что нахождение произведений художника в государственной собственности, в составе государственной части Музейного фонда Российской Федерации, само по себе не означает право музея на выдачу разрешения на использования изображения такого произведения для создания сувенирной продукции без разрешения правообладателей без заключения лицензионного договора и без выплаты вознаграждения.

Список литературы

1. Будагян Р.Р. Тенденции применения цифровых технологий в пространстве современного музея / Р.Р. Будагян // Сфера культуры. 2021. № 1 (3). С. 61–68.
2. Бурдова В.Д. Музеи как объекты исключительных прав / В.Д. Бурдова // Журнал Суда по интеллектуальным правам. 2023. № 3 (41). С. 60–66. DOI: 10.58741/23134852_2023_3_6
3. Васильев К. Виртуальные мастерские авангардистов представили гостям галереи / К. Васильев // Вечерняя Москва. 2018. 6 июня.
4. Грибова О. Школа Рафаэля котируется / О. Грибова // КоммерсантЪ. 2023. 7 декабря.
5. Лабутина Д. Мода на искусство: зачем музеи приглашают на работу дизайнеров / Д. Лабутина // Газета.ru. 2020. 11 сентября.
6. Павлова З. Факт передачи музею оригинала картины не означает переход к нему исключительного права на произведение / З. Павлова // Адвокатская газета. 2022. 6 октября.
7. Романова О. «Заслуживает отдачи восхищением»: Русский музей на три месяца подарил Казани Рериха / О. Романова // Татар-информ. 2021. 15 декабря.
8. Сизова И.А Цифровизация музеев: трудности, успехи, перспективы (по материалам социологического исследования) / И.А. Сизова, В.Э. Гордин // Информационное общество. 2022. № 4. С. 35–44.
9. Тимофеев Д.В. Теоретические подходы к составляющим процесса коммерциализации интеллектуальной собственности / Д.В. Тимофеев // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. Экономические и юридические науки. 2015. № 13. С. 33–38.

Остальные статьи