Платоновская традиция в исторической метафизике власти и закона И. Исаева
Аннотация
Историко-правовая школа ВЮЗИ — МЮИ — МГЮА неповторима именно благодаря Игорю Исаеву. Исследования категорий власти и закона, их взаимоотношений в рациональном и иррациональном измерениях, проводимые с 1990-х годов, отражаются в более чем 30 монографиях правоведа. Занимаясь историей государства и права, ученый расширил предмет познания; стремясь к совершенству, перешел к чистой науке — метафизике. Историческая метафизика власти и закона — сердце его творчества. Следуя за Платоном, он не только построил современную архитектуру историко-правовой науки, в том числе с учетом учебных дисциплин, но и в настоящий момент актуализирует все новые проблемы в области философии права и политики.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | История государства и права № 12/2025 |
| Страницы | 77-80 |
| DOI | 10.18572/1812-3805-2025-12-77-80 |
Генеральная тема работ Игоря Исаева — метафизика, нечто скрытое, трансцендентное, а историческая метафизика власти и закона — его открытие. Ученый обращается к философии неслучайно. Величественные замыслы познания генезиса государства и права реализуемы только в таком ключе. История человеческой цивилизации — «это непрерывное платоновское государство». Право — интегральное понятие для обозначения норм и порядков, некая идеализация, оно реализует концепции целесообразности и свободы, победоносной борьбы добра против зла, закон же — метоним власти.
Истоки идеала, в том числе и государства и права, восходят к Платону. Это — «традиции представлений о мудрости как о недостижимом совершенстве и о философе как лице, ее лишенном (следовательно, не-мудреце), но в то же время влюбленном в нее, стремящемся к такой мудрости в своем бесконечном, можно сказать, асимптотическом поиске». Для совершенствования мира важен поиск мудрости. Мудрец обладает мудростью, невежда, как «человек и не прекрасный, и не совершенный, и не умный, вполне доволен собой», и только философ охвачен жаждой знаний.
Познание/непознание в основе своей имеет образ тени, полагает Игорь Исаев. В пещере Платона «истинно сущее есть не что иное, как только тени предметов, созданных руками человека». Реальность в виде «тени тени» пугает искажением, неясностью и требует освещения «центральным Солнцем», светом знания и закона, который дает точную оценку вещей и порядка. Позже взамен пещеры возникнет Город Солнца Томмазо Кампанеллы.
Меж тем рациональная истина есть крайняя форма ограничения, можно впасть в заблуждение, уверовав в ratio. Предостережение: иррациональная сторона мира непредсказуема и таинственна; пробуя объяснить ее, разум увеличивает непонимание. «Избежать ошибки позволяет подчеркивание перманентного превосходства различия над тождественностью, движения над покоем, случая над закономерностью, пафоса над логосом».
Страх выпасть из мира безупречных категорий и решений движет познанием. Дихотомия веры/неверия в истину — важнейшая материалистическая проблема истории. Игорь Исаев утверждает: «Верить можно лишь в то, что находится под полным контролем, например в концепции, осознанно выработанные, они являются наличными конструкциями». Встает следующий вопрос из области политической морали: допусти́м ли обман правительством народа во имя высоких целей.
