Институт крестьянских начальников в местном управлении в Сибири в конце XIX — начале XX вв.
Аннотация
В статье на основе дореволюционного законодательства осуществлена попытка концептуального анализа созданного в конце XIX в. института крестьянского начальника, определена специфика этой должности, полномочия и сфера деятельности крестьянских начальников и их роль в системе местного управления Сибири.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | История государства и права № 12/2025 |
| Страницы | 42-47 |
| DOI | 10.18572/1812-3805-2025-12-42-47 |
Комплексное исследование вопросов сибирского местного администрирования начала ХХ в. еще не нашло пристального внимания современных юристов и историков, почти не получил освещения созданный в 1898 г. институт крестьянских начальников, и только некоторые аспекты проблемы были отражены в работах более общего характера, а также в трудах Л.М. Дамешека, И.Н. Мамкиной и Г.В. Оглезовой.
В территориально-административном отношении Сибирь в конце XIX — начале ХХ вв. подразделялась на Степное и Иркутское генерал-губернаторства, четыре губернии, а также на две области. Местное управление в зауральской части Российской империи в начале ХХ в. было организовано на основании подзаконных ведомственных нормативно-правовых актов, «Учреждения сибирского» М.М. Сперанского, в которое вносились изменения в 1892 и 1906 гг., а также «Общего учреждения губернского».
Сибирское окружное (с 1898 г. переименовано в уездное) управление, созданное еще по реформе М.М. Сперанского 1822 г., во второй половине XIX в. оставалось исключительно административно-полицейским. Оно имело строго иерархический, бюрократический характер и не включало в себя самоуправленческие начала. Его осуществляли главным образом органы и должностные лица, входящие в систему Министерства внутренних дел.
Ключевыми фигурами уездного администрирования были сотрудники МВД — окружные (с 1898 г. уездные) исправники, отдельные земские заседатели (с 1898 г. они были переименованы в Сибири в становых приставов) и полицейские урядники. Под их контролем действовали широко представленные в регионе сословные волостные крестьянские и инородческие управления, по целому ряду вопросов компетенция уездных исправников распространялась также на имевшее место в Сибири казачье станичное управление.
На сибирской окраине империи не было создано земское самоуправления, это объяснялось небольшим количеством дворян, проживавших в регионе, и почти полным отсутствием помещичьего землевладения. Однако после строительства транссибирской железнодорожной магистрали в регионе начались серьезные социально-экономические изменения. В азиатскую часть империи хлынул поток переселенцев из европейской России, стимулирующий не только развитие торговли и рост промышленного производства, но сельскохозяйственное освоение края. И хотя аграрный вопрос в Сибири никогда остро не стоял, иногда имели место противоречия между коренным населением и переселенцами. В сложившейся ситуации было жизненно необходимо изменить и демократизировать систему регионального администрирования, и если не создавать земское самоуправление, то хотя бы учредить в сибирских уездах властные институты, структурно не связанные с Министерством внутренних дел.
