Дата публикации: 04.12.2025

Правосознание социальной направленности как одно из ключевых условий развития российской правовой системы

Аннотация

В статье обосновывается вывод, согласно которому гиперболизация индивидуального, личного интереса в ущерб социальным началам способна оказать неблагоприятное влияние на жизнь нашего общества. Конституционный императив о принадлежности власти народу требует от человека, чтобы он с ее помощью добивался счастья и благополучия не только для себя, но и для других. Вводится понятие правосознания социальной направленности. Этот феномен рассматривается в качестве одной из важнейших гарантий гармонизации общественных и личных интересов, в качестве действенного средства достижения социальной справедливости и совершенствования на этой основе общественных отношений.




Для чего живет человек, к чему он стремится? На самом общем уровне можно сказать, что одним из ключевых аксиологических ориентиров для его развития является счастье, благополучие — в самом широком их понимании. Если человек желает их, в первую очередь для себя, то складывается соответствующая «траектория» формирования его мотивов, целей, установок. Если же в равной или даже в большей степени для него важно счастье и благополучие других людей, общества, то перед нами картина совершенно иная. Еще И. Кант отмечал, что «человек ответственен за человечество в своем лице». В обоих случаях индивиду необходим своеобразный властный ресурс, некая сила для достижения задуманного. Но всегда ли она во благо? Стоит ли наделять человека властью для реализации исключительно своих собственных амбиций? Это опасно. Такая сила рано или поздно обернется против него самого: в обществе эгоистов мы получим войну всех против всех. Гиперболизация личного в ущерб социальному не может послужить развитию страны и общества. Определим последнее утверждение в качестве аксиомы (аксиома 1).

В нашем государстве в качестве единственного источника власти выступает российский народ, он является носителем суверенитета страны (ст. 3 Конституции РФ). Здесь речь не идет о личности — этот императив имеет прежде всего не индивидуальную, а социальную ориентированность. То есть на конституционном уровне закрепляется важнейшее значение общественной миссии человека. Власть вверяется в его руки для того, чтобы он с ее помощью добивался счастья и благополучия не только для себя, но и для других — для своего народа.

Естественно, в большей мере осуществлять свою власть граждане могут через государственные органы. И это логично, ведь такой процесс должен быть строго упорядочен, оптимизирован, оснащен гарантиями исключения произвола и несправедливости. Государство аккумулирует этот народный властный «актив», придает ему должную форму и распределяет соответствующим образом, наделяя граждан необходимыми правами, свободами, обязанностями. Так осуществляется регулирование общественных отношений, и, прежде всего, здесь важна правовая составляющая. Право создается и применяется людьми и для людей — посредством государства. И основная цель здесь — полноценное воплощение в нашу правовую жизнь вышеизложенной идеи о социальной ориентированности установок личности.

Для этого, с одной стороны, посредством правового регулирования необходимо обеспечить справедливое распределение общественного властного ресурса, актива. В таком случае государство и право будут легитимны — для людей чрезвычайно важно, чтобы их стремление к социальной справедливости было удовлетворено. Только в справедливо организованном обществе может быть счастлив человек, только здесь он захочет и сможет помогать другим (аксиома вторая). Основополагающую роль в ее воплощении в жизнь играет правотворческая функция государства. От того, насколько качественно выстроена система стимулов и ограничений в рамках отечественной системы права, от того, насколько она жизнеспособна, социально репрезентативна, зависит успех в деле совершенствования демократических, правовых, духовно-нравственных оснований жизни нашей страны. Не менее важна и правоприменительная деятельность: мало создать справедливые законы, необходимо обеспечить их воплощение в жизнь так, как было задумано законодателем, реализовать его аксиологический посыл. Тут на первый план выходит правоохранительная миссия государства, его право вершить правосудие. Здесь запрос общества на справедливость достигает пика своей актуальности, это уже вопрос «жизни и смерти». Верно подметил Н.И. Матузов: «есть два способа разложить нацию — наказывать невиновных и не наказывать виновных». В целом все это факторы внешнего, объективного свойства.

С другой стороны, важно создать благоприятные «внутренние» условия для реализации вышеуказанного положения о том, что человек должен быть мотивирован выполнять социально ориентированную роль, свой гражданский долг перед обществом. Реализуется творческий потенциал личности, и, конечно же, общественно-полезный вклад окупится сторицей. Здесь на первый план выходят такие правовые феномены, как правосознание и правовая культура. Перед нами уже субъективная сторона взаимодействия личности и права.

Список литературы

1. Васильев О.Л. Является ли справедливость уголовно-процессуальным принципом? / О.Л. Васильев // Государство и право. 2017. № 12. С. 64–71.
2. Гегель Г.В.Ф. Философия права / Г.В.Ф. Гегель ; перевод с немецкого Б. Столпнера. Москва : АСТ, 2023. 544 с.
3. Ильин И.А. О сущности правосознания / И.А. Ильин. Москва : Рарогъ, 1993. 235 с.
4. Кант И. Сочинения. В 6 томах / И. Кант ; под общей редакцией В.Ф. Асмуса, А.В. Гулыги, Т.И. Ойзермана. Т. 4, ч. 1 / редактор и автор вступительной статьи В.Ф. Асмус. Москва : Мысль, 1965. 544 с.
5. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность / Е.А. Лукашева. Москва : Наука, 1986. 263 с.
6. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. Теоретико-информационный аспект / А.В. Малько. LAP LAMBERT Academic Publishing. 2011. 360 с.
7. Матузов Н.И. Правовой нигилизм как образ жизни / Н.И. Матузов // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012. № 4. С. 17–33.
8. Строгович М.С. Проблемы судебной этики / М.С. Строгович. Москва : Наука, 1974. 272 с.
9. Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. В 2 томах. Т. 1 / И.Я. Фойницкий. Санкт-Петербург : Альфа, 1996. 552 с.

Остальные статьи