Государственно-правовые системы на изменяющейся политической карте мира (аналитический обзор материалов XXIII Международных Лихачевских научных чтений «Трансформации мира: проблемы и перспективы». Санкт-Петербург, 22–23 мая 2025 г.)
Аннотация
22–23 мая 2025 г. в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов прошли XXIII Международные Лихачевские научные чтения «Трансформация мира: проблемы и перспективы». На обсуждение были вынесены проблемные вопросы, касающиеся аналитического восприятия процессов трансформации мирового порядка в условиях кризиса системы международного права, сложившегося по итогам завершения Второй мировой войны. Констатация краха однополярного глобализационного процесса с доминирующим положением западной цивилизации предполагает новые подходы к оценке сложившейся ситуации, с определением перспективных направлений ее оптимизации в обозримом будущем. В прозвучавших докладах основной акцент был сделан на проблемных аспектах, касающихся выработки актуальной на сегодняшний день модели мироустройства, обеспечивающей мирное сосуществование и партнерское взаимодействие суверенных государств, относящихся к различным цивилизационным типам, однако единым в своем стремлении к выживанию и недопущению угрожающего человечеству как военного, так и эколого-технологического апокалипсиса.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | История государства и права № 12/2025 |
| Страницы | 7-14 |
| DOI | 10.18572/1812-3805-2025-12-7-14 |
22–23 мая 2025 г. в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов прошли XXIII Международные Лихачевские научные чтения «Трансформация мира: проблемы и перспективы». Участие в чтениях приняли известные отечественные и зарубежные ученые, политические и общественные деятели. На обсуждение были вынесены проблемные вопросы, касающиеся аналитического восприятия процессов трансформации мирового порядка в условиях кризиса системы международного права, сложившегося по итогам завершения Второй мировой войны.
Первый день состоявшего форума был посвящен пленарному заседанию и панельной дискуссии.
В выступлении заместителя Министра иностранных дел РФ, Чрезвычайного и полномочного посла РФ С.В. Вершинина отмечалось, что постепенное отмирание прежней социально-экономической и политической модели, для которой было характерно доминирование коллективного Запада, и формирование многополярного мироустройства сопровождаются повышенной турбулентностью во многих сферах. Ситуацию усугубляют попытки Запада удержать свое господствующее положение с использованием неоколониальных методов. Российская Федерация рассматривает многополярный мир как систему, опирающуюся на подлинно суверенные страны-цивилизации или цивилизационные общности, между которыми налажены устойчивые горизонтальные связи. В настоящее время страны, составляющие мировое большинство, воспринимают действия России сквозь призму восстановления справедливости и равноправия. Представляется, что в новых реалиях будущее за такими объединениями, где нет жесткой блоковой дисциплины, нет ведущих и ведомых. Речь идет о таких успешно действующих интеграционных структурах, как БРИКС, ЕАС и ШОС. Вместе с тем роль стержневого механизма многосторонности и согласования интересов государств должна оставаться за ООН. Ведь только ООН в силу своей уникальной легитимности, глобальной представленности и широты компетенций способна придать многополярности упорядоченный и справедливый характер.
Профессор Университета Сорбонна (Франция), доктор исторических наук, доктор политических наук О.П. Рокпло, предложил рассматривать современный Евросоюз как вторую Папскую теократию, являющую собой «возвращение Западноевропейского кошмара гегемонии надполитического морализма». ЕС появился в 1993 г. как своего рода историческая субстанция, заполнившая пустоту, образовавшуюся после распада СССР. Европеизм, как и папская теократия, основан не на философии, а на иррациональной вере в надполитический морализм, согласно которому «Европа — это мир». Это именно надполитический морализм, потому что Европа и мир считаются моральными ценностями, стоящими превыше всего, и не могут быть оспорены ни при каких обстоятельствах. Они надполитичны, как вера в Христа. Таким образом, ЕС ставит себя в качестве морального авторитета, прежде чем стать авторитетом политическим: он претендует на полное превосходство (auctoritas) над другими державами (potestates). Официально не являясь теократией, ЕС претендует на харизму таковой, считая государственно организованные нации безответственными субъектами, которые должны подчиняться ЕС как «единственно справедливому и высшему субъекту».
Заместитель генерального директора медиагруппы «Россия сегодня», доктор юридических наук, профессор, Чрезвычайный и полномочный посол РФ А.В. Яковенко в своем докладе указал на то, что современный мир находится в состоянии комплексной и затяжной трансформации после таких геополитических потрясений, как окончание холодной войны в 1989 г. и распад СССР два года спустя. Новое состояние мира может быть определено как «однополярный момент» с наличием «единственной сверхдержавы». Таким образом, исторический Запад, преодолевший свою внутреннюю биполярность по итогам Второй мировой войны, сделал выбор в пользу инерционной политики обеспечения своего глобального доминирования под лозунгом «продвижения свободы и демократии». Новый формат глобального управления будет воссоздаваться с регионального уровня. Данный тренд будет иметь под собой и экономическое обоснование в связи с развитием деглобализации, ввиду того обстоятельства, что глобальные цепочки добавленной стоимости не могут быть устойчивыми в условиях геополитической и иной турбулентности.
