Открытие Нового времени: территория и граница
Аннотация
В статье рассматривается (на примере опыта переходного от Средневековья к Новому времени периода) проблема территориального пространственного оформления национальных государств Европы в XVI–XVII вв. В процессе оформления таких политических образований возникла проблема государственных границ как особого признака суверенитета.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | История государства и права № 12/2025 |
| Страницы | 2-6 |
| DOI | 10.18572/1812-3805-2025-12-2-6 |
Античные государства носили имена своих столиц. Рим, разрастаясь до размеров огромной цивилизации, продолжал именовать себя Римом. Империя оставалась гигантским городом-государством.
Еще Платон понимал под совершенным городом своей утопии государство и общество, в целом город синонимичен отечеству. Философ указывал на сущностные границы города как на его истинную природу. Сама природа справедливости зависит от природы города, даже политическое может быть адекватно понято, только если понятна природа города: «город вполне умопостигаем, поскольку его границы вполне могут быть обнаружены». И Цицерон полагал, что в платоновском «Государстве» нет раскрытия идеи о лучшем режиме, а есть о природе политических вещей и природе города. Города священны. Неслучайно греческие и римские боги «обитают в тех же городах, где и мы. Такое верование приносит благочестие, полезное государствам». Верным будет говорить о хорошем или плохом строе, а не о хорошем или плохом городе. Не видеть город в свете разнообразных режимов означает не видеть город так, как это свойственно политическому человеку.
У Аристотеля полития есть форма государства, состоящего из отдельных сообществ. Режим в качестве формы города разнится от материи — массы человеческих существ, населяющих город, — которую он формирует. Отдельные граждане больше связаны с режимом, политическим строем, чем с формой правления. Тождественность города зависит от тождественности режима. При смене режима город не прекращает существовать, но превращается в другой город: политическое сообщество просто меняет свои цели, приобретая новые, отличные от предыдущих. Лояльность требовала от каждого гражданина соответствующего отношения не только как к самой по себе стране, независимо от режима, но и как к стране, сформированной конкретным режимом, конституцией. Вопрос о правильном режиме у Аристотеля стоял на первом месте. «Там, где территория государства расположена таким образом, что пахотная земля находится на большом расстоянии от города, легко можно устроить и хорошую демократию, и политию». Предполагаемые философом идеальные типы города («здоровый город», «город красоты», «справедливый город») были обусловлены типом политического режима.
Территориальное господство характеризовало личностную сторону государства. Город и был такой личностью. В эпоху Средневековья понятие «государство» в широком смысле растворяется в понятии «земля». Государство начало демонстрировать бо́льшую солидарность с землей, чем с народом, населяющим ее, считал Рудольф Челлен.
В Средневековье и вплоть до XVI в. верховная власть реализует свой суверенитет над населяющими ее подданными. Это «власть, преследующая множество целей, каждая из которых имеет прямое отношение к благосостоянию, счастью, богатству семьи, власть мирная, власть недремлющая».
