Соотношение статуса женщины в традиционном бурятском обществе с нормами семейного права в исследованиях Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества конца XIX – начала XX вв.
Аннотация
Статья посвящена истории изучения семейно-брачных отношений у бурят в России в конце XIX – начале XX вв. Важную роль в исследовании норм обычного права сыграли сотрудники региональных отделов Русского географического общества, организованных в Си-бири. Восточно-Сибирский отдел РГО (ВСОРГО), открытый в Иркутске, проводил масштабную работу по организации экспедиций на территорию проживания забайкальских и прибайкальских бурят. Собранные материалы способствовали пониманию действий норм обычного права и организации взаимодействия местной губернской администрации с инородческими органами управления – Степными думами. Авторы статьи через призму рассмотрения научных трудов сотрудников ВСОРГО, содержащих материалы по истории брака и семьи у бурят, касающихся положения бурятской женщины, на протяжении длительного исторического периода – XVII–XIX вв., показали эволюцию брачного права в целом и значение его ключевого компонента – калыма.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 12/2025 |
| Страницы | 46-51 |
| DOI | 10.18572/1813-1247-2025-12-46-51 |
Понимание системы семейно-брачных отношений, оказывающих влияние на быт, нравы, поведение населения было одной из важных задач путешественников, востоковедов, государственных деятелей, отправлявшихся в кочевья бурят. Непосредственно нормами обычного права бурят занимались сотрудники Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества (ВСОРГО), наряду с этнографическими, историческими, антропологическими исследованиями они изучали и юридическую сторону жизни бурятского населения, обусловленную различными нормами и правилами родовых отношений, кочевым образом жизни. Среди членов ВСОРГО были и миссионеры, и политические ссыльные, революционеры, журналисты, писатели. Имена сотрудников ВСОРГО, чьи работы рассматриваются в данной публикации, являются как признанными учеными-этнографами, так и несправедливо забытыми. К первым относятся С.А. Кроль, Б.Э. Петри, А.В. Потанина, М.Н. Хангалов, ко вторым – Я.П. Дуброва.
Яков Павлович Дуброва (? - 1898) – священник-миссионер, исследователь-этнограф, член ВСОРГО. В 1873 г., по окончании Полтавской духовной семинарии, в Иркутскую духовную миссию определен миссионером (в Молькинский стан Идинского ведомства Балаганского округа Иркутской губернии), где располагались кочевья идинских бурят, затем был переведен в Тункинское ведомство и стал миссионером Шимковского стана, одновременно заведуя Ниловой пустынью, местом расположения пограничных караулов, протянувшихся вдоль монгольской границы. Таким образом, миссионер Дуброва познакомился с бытом, обычаями, нормами жизни и забайкальских, и прибайкальских бурят, что послужило основой для его трудов, богато наполненных материалами разного содержания, помогающих уловить тонкости в различии организации их общественной жизни.
Сведения, собранные им во время миссионерства среди бурят Тункинского края, и результаты экспедиции 1884 г., организованной ВСОРГО, позволили исследователю наметить основные задачи перед этнографами Сибири. «Главная задача, – по мнению Я. Дубровы, – «проследить социально-экономический быт бурят, определить взаимные отношения между бурятским и русским населением, … изучить общинные формы владения землей, юридические его нормы …». В своих трудах он проводит сравнение межу бытом идинских и тункинских бурят, подчеркивает, что общих черт между идинцами и тункинцами нет. Идинские буряты, по мнению Дубровы, «были во всем под влиянием русской культуры и православия в том числе, что сказалось и на их религиозном мировоззрении, и устройстве быта, и в экономическом, и юридическом отношении. Однако такого же о тункинцах сказать нельзя, они, наоборот, полностью были подчинены влиянию Монголии». Пишет о праве у идинских бурят, «что они отошли от использования законов обычного права». Досконально описывает судебно-правовые отношения, в частности, затрагивает положение женщины у бурят, говорит о брачном праве.
Вопрос о месте и роли женщины в бурятском обществе рассматривался и ранее, но столь подробно впервые к нему подошел Я.П. Дуброва, отобразив разные ее социальные роли в работе «Женщина у монголо-бурятов» (1898), решая поставленные перед собой задачи «определить положение монголо-бурятки в социально-экономическом строе ее племени, проследить ее жизнь и отношение к семье и обществу», привлекая только лично собранные данные и наблюдения. Неслучайно данная работа получила широкий положительный отклик и была удостоена Малой серебряной медали РГО. Свой очерк о женщине Я. Дуброва начинает «с рождения дитя» и далее характеризует все этапы жизни. Говоря о женщине, Я.П. Дуброва подробно разбирает разные частные случаи брачных отношений у бурят и монголов, основанных на обычном праве, приводя для подтверждения документы, обнаруженные им в экспедиции, на основе которых этнограф сделал вывод о бесправности женщины, о закреплении власти мужа над ней, женщина выступает как предмет торгово-экономических отношений. «Обычай обмена дочерьми при сватовстве – общий между всеми монголо-бурятами восточной Сибири… Женитьба – чисто коммерческая сделка, при которой ни личные чувства брачующихся сторон, ни симпатии… при выборе невесты не имеют значения...», – читаем у Я. Дубровы. Другая форм сватовства – «когда жена приобретается через посредство купли, а не обмена», за невесту родители жениха платят калым. «Женщина в делах сватовства безучастна. Обычное право знает одних лишь мужчин, признает одни лишь их права и гарантирует их в своих постановлениях о сватовстве, разрешая и многоженство. О женщине же говорит, как о товаре, сравнивает его стоимость, сличает, если же товар не ровен, велит делать надбавку…». Таким образом, делает заключение Я.П. Дуброва: «Юридические обычаи инородцев … решительно не обращали внимания на предмет продажи – невесту и тем самым не признают за нею никаких прав…».
