Дата публикации: 04.12.2025

Саморегулирование отдельных видов деятельности: современное состояние и проблемы

Аннотация

Институт саморегулирования в рамках реализации государственной политики, направленный на регулирование и стабилизацию предпринимательских отношений, является предметом пристального внимания со стороны государственных органов и не теряет своей актуальности для самих предпринимателей. В работе анализируются три вида саморегулируемых организаций в сфере производства работ и формулируются основные выводы о специфике развития и существующих проблемах в данных областях.




Одной из значимых и актуальных сфер современной жизнедеятельности общества выступает сфера общественных отношений, связанных с производством и выполнением работ. И речь идет не только с позиции законных прав и интересов отдельных лиц, в отношении которых реализуется эта деятельность, стоит говорить о широкой области не только производства отдельных видов работ, но и ее регулирования, посредством чего трансформируется и усложняется круг субъектов, их правомочий и требований к их деятельности. В рамках объективной динамики данной области, безусловно, одну из главных ролей играет предпринимательская деятельность. Принимая во внимание ключевое значение предпринимательства для всей экономики, государство, безусловно, заинтересовано в его развитии и для целеполагания реализации государственного управления и регулирования предпринимательской деятельности, государственными органами предпринимаются меры как непосредственно обеспечивающие функционирование предпринимательской сферы, так и представляющие возможность самостоятельного регулирования субъектами предпринимательства своей деятельности. В результате законодатель пришел к выводу о необходимости реформирования сферы регулирования и контроля предпринимательской деятельности и итогом воплощения данной идеи стало формирование в России института саморегулирования, который вобрал в себя часть тех видов предпринимательской деятельности, которые прежде подлежали лицензированию, и предоставил возможности самим субъектам предпринимательской и профессиональной деятельности самостоятельно осуществлять регулирование и контроль. Фактически сложилась ситуация, при которой государственные органы передали часть своих полномочий по регулированию и контролю в отдельных сферах предпринимательства самим предпринимателям, обеспечивая режим более свободной экономической деятельности.

Одними из субъектов, реализующих деятельность в области производства работ, являются саморегулируемые организации в сфере строительства, проектирования и изыскания. В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 315 «О саморегулируемых организациях» под саморегулированием необходимо понимать самостоятельную деятельность субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности не только по разработке и установлению определенных стандартов и правил такой деятельности, но и контролю за их соблюдением указанными субъектами. Реализация саморегулирования осуществляется посредством объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации (далее – СРО).

В рамках действующего законодательства для строительной деятельности, архитектурно-строительного проектирования, деятельности по инженерным изысканиям предусмотрено обязательное членство в СРО. Целевая установка любой СРО реализуется в разработке и внедрении обязательных для всех членов СРО правил и стандартов для осуществления конкретного вида деятельности. Законодателем обеспечивается право СРО на самостоятельную разработку и утверждение стандартов выполняемых работ или оказываемых услуг, однако в соответствии со ст. 4 Федерального закона № 315 «О саморегулируемых организациях», такие стандарты и правила СРО должны соответствовать положениям нормативных правовых актов. Это общее презюмируемое правило для всех видов СРО.

Список литературы

1. Дятлов Ю.В. Саморегулирование в строительстве как стимул сертификации систем менеджмента качества / Ю.В. Дятлов, И.В. Сурков // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2011. № 5 (87). С. 130–132.
2. Лукина С.Е. О проблемах саморегулирования в инженерных изысканиях для строительства / С.Е. Лукина, Л.И. Подкорытова, К.Г. Пшеничников // Сергеевские чтения. Инженерная геология и геоэкология. Фундаментальные проблемы и прикладные задачи : Юбилейная конфер
3. Малик Я.В. Развитие института саморегулирования в сфере строительства в современных условиях / Я.В. Малик // Развитие современной науки и технологий в условиях трансформационных процессов : материалы III Международной научно-практической конференции (г. М
4. Медведев В.Н. Контрольно-надзорная деятельность и саморегулирование в сфере строительства: правовые проблемы взаимодействия / В.Н. Медведев // Региональное и муниципальное управление: вопросы политики, экономики и права. 2017. № 1–2 (6–7). С. 76–82.
5. Подольский М.С. Проблемы и перспективы саморегулирования в строительстве / М.С. Подольский, А.В. Литвинов, П.В. Ковалев // Стандарты и качество. 2010. № 7. С. 78–80.

Остальные статьи