Саморегулирование отдельных видов деятельности: современное состояние и проблемы
Аннотация
Институт саморегулирования в рамках реализации государственной политики, направленный на регулирование и стабилизацию предпринимательских отношений, является предметом пристального внимания со стороны государственных органов и не теряет своей актуальности для самих предпринимателей. В работе анализируются три вида саморегулируемых организаций в сфере производства работ и формулируются основные выводы о специфике развития и существующих проблемах в данных областях.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 12/2025 |
| Страницы | 28-32 |
| DOI | 10.18572/1813-1247-2025-12-28-32 |
Одной из значимых и актуальных сфер современной жизнедеятельности общества выступает сфера общественных отношений, связанных с производством и выполнением работ. И речь идет не только с позиции законных прав и интересов отдельных лиц, в отношении которых реализуется эта деятельность, стоит говорить о широкой области не только производства отдельных видов работ, но и ее регулирования, посредством чего трансформируется и усложняется круг субъектов, их правомочий и требований к их деятельности. В рамках объективной динамики данной области, безусловно, одну из главных ролей играет предпринимательская деятельность. Принимая во внимание ключевое значение предпринимательства для всей экономики, государство, безусловно, заинтересовано в его развитии и для целеполагания реализации государственного управления и регулирования предпринимательской деятельности, государственными органами предпринимаются меры как непосредственно обеспечивающие функционирование предпринимательской сферы, так и представляющие возможность самостоятельного регулирования субъектами предпринимательства своей деятельности. В результате законодатель пришел к выводу о необходимости реформирования сферы регулирования и контроля предпринимательской деятельности и итогом воплощения данной идеи стало формирование в России института саморегулирования, который вобрал в себя часть тех видов предпринимательской деятельности, которые прежде подлежали лицензированию, и предоставил возможности самим субъектам предпринимательской и профессиональной деятельности самостоятельно осуществлять регулирование и контроль. Фактически сложилась ситуация, при которой государственные органы передали часть своих полномочий по регулированию и контролю в отдельных сферах предпринимательства самим предпринимателям, обеспечивая режим более свободной экономической деятельности.
Одними из субъектов, реализующих деятельность в области производства работ, являются саморегулируемые организации в сфере строительства, проектирования и изыскания. В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 315 «О саморегулируемых организациях» под саморегулированием необходимо понимать самостоятельную деятельность субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности не только по разработке и установлению определенных стандартов и правил такой деятельности, но и контролю за их соблюдением указанными субъектами. Реализация саморегулирования осуществляется посредством объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации (далее – СРО).
В рамках действующего законодательства для строительной деятельности, архитектурно-строительного проектирования, деятельности по инженерным изысканиям предусмотрено обязательное членство в СРО. Целевая установка любой СРО реализуется в разработке и внедрении обязательных для всех членов СРО правил и стандартов для осуществления конкретного вида деятельности. Законодателем обеспечивается право СРО на самостоятельную разработку и утверждение стандартов выполняемых работ или оказываемых услуг, однако в соответствии со ст. 4 Федерального закона № 315 «О саморегулируемых организациях», такие стандарты и правила СРО должны соответствовать положениям нормативных правовых актов. Это общее презюмируемое правило для всех видов СРО.
