Новые регионы России: промежуточные результаты переходного периода интеграции
Аннотация
Работа посвящена исследованию проводимых мероприятий по встраиванию присоединившихся регионов в общее политическое, правовое и социально-экономическое пространство Российской Федерации. Отмечается специфика интеграционной активности Донбасса и Новороссии; обозначаются основные проблемы, сопровождающие масштабную интеграцию. Автором обоснованы предложения по формированию типовой нормативной базы для Новороссии и оптимизации правового регулирования отдельных сфер деятельности в особых условиях ведения специальной военной операции.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 12/2025 |
| Страницы | 7-10 |
| DOI | 10.18572/1813-1247-2025-12-7-10 |
Реверсия исторических земель и репатриация этнических русских – шаг закономерный, демонстрирующий восстановление справедливости на основе единых ценностных установок русской цивилизации. Вхождение четырех новых субъектов в состав России – важное событие, характеризующееся дуализмом: с одной стороны, это знаковый факт, повлекший общественный консенсус и укрепление гражданского согласия внутри многонационального государства, а с другой – предмет острых споров и критической рефлексии международного сообщества.
Принципиальное значение проведенной гуманитарной миссии сводится к обеспечению реализации права народа на самоопределение: более шести миллионов русских по духу, культуре и мировоззрению вернулись домой, в «большую Россию». Не вдаваясь в подробности предпосылок возвращения исторических территорий, укажем, что 30 сентября 2025 г. отмечается третья годовщина воссоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики (далее – Донбасс), Запорожской и Херсонской областей (далее – Новороссия) с Российской Федерацией.
Присоединение новых регионов инициировало масштабный процесс интеграции, которая включает две стороны: как сам процесс объединения данных субъектов с Российской Федерацией, так и непосредственное внедрение в эти регионы привычных российских стандартов жизни. И если первая сторона вопроса уверенно реализуется на местах, то вторая – социальные и экономические сферы нового регионального сообщества – пока далека от гармонизации с общероссийской системой. Руководством страны определено, что «преодолеть имеющееся отставание необходимо к 2030 г., достигнув уровня среднероссийских показателей качества жизни граждан Российской Федерации и общероссийского уровня социально-экономического развития». Говоря о качестве жизни людей, уместно отметить, что оно «тесно связано с реализацией прав человека и является следствием эффективной деятельности государства по обеспечению и гарантированию прав человека». Базовые ориентиры по восстановлению и развитию воссоединенных регионов закреплены в Государственной программе. В данном документе предусмотрено около 300 мероприятий, в рамках которых проводится планомерная, комплексная работа.
Остановимся на промежуточных итогах крупномасштабного единения. Изначально, перед рассмотрением показателей переходного периода, стоит упомянуть о некоторых специфических особенностях: фактор продолжающегося вооруженного конфликта и отсутствие возможности выбора единого сценария интегрирования для регионов.
Итак, первое направление интеграции – формирование правового контура. Разность подходов обусловлена объективными условиями. В своем правовом развитии республики Донбасса прошли несколько этапов: 1) становление республиканского законодательства на основе преобладания правового поля материнского (украинского) государства и рецепции отдельных элементов российского права; 2) усиление российского правового воздействия и значительное уменьшение украинского правового сегмента; 3) правовая интеграция на фоне вхождения в состав российского государства и последующая юридическая адаптация к мирной модели развития территорий, где новое правовое пространство формируется на основе формально-юридической связи федерального и регионального законодательства. На сегодня синхронизация правовой базы республик по большей части завершена: адаптировано более 60 федеральных законов и принято более 4160 региональных нормативных правовых актов, а также 5114 актов местного самоуправления.
