Дата публикации: 04.12.2025

Принцип добросовестности в примирительных процедурах

Аннотация

В статье исследуется понятие и содержание принципа добросовестности в примирительных процедурах. Анализируются положения действующего законодательства Российской Федерации и материалы правоприменительной практики, связанные с добросовестностью. Доказывается, что данный принцип подлежит применению к примирительным процедурам. Формулируются предложения относительно возможности применения мер юридической ответственности в связи со злоупотреблением правом при осуществлении примирительных процедур.




Этимология слова «добросовестный» означает «добрая совесть», что предполагает надлежащую реализацию права без негативного влияния на права и законные интересы других лиц. Термин уходит корнями в римское право, в котором термин bona fides обозначал «добрые услуги».

При этом ученые по-разному подходят к пониманию добросовестности. Так, М.М. Агарков отмечал, что добросовестность в первую очередь это честность между людьми, гражданское право отрицает совершение сделок без доверия. Начало доброй совести означает борьбу с прямым или косвенным обманом, с использованием чужого заблуждения или непонимания. В.В. Витрянский, в свою очередь, исходит из того, что ни в Гражданском кодексе Российской Федерации, ни в ином федеральном законе нельзя определить какие-то подходы, параметры понятий добросовестности, разумности и справедливости.

Кроме того, в юридической науке высказывается подход, согласно которому «добрая совесть» может означать совокупность качеств. В частности, такую точку зрения высказывает Скловский К.И., включающий в понятие «добрая совесть» осмотрительность, разумную осторожность, уважительное отношение к праву и контрагенту, исправное исполнение своих обязательств.

Е.А. Суханов полагает, что добросовестность — это принцип осуществления гражданских прав, но не принцип гражданского права. При этом данная точка зрения является дискуссионной, ведь принципы права как раз и регулируют поведение субъектов правоотношений, а добросовестность относится к поведению всех субъектов, предотвращая и запрещая недобросовестное поведение (одной из форм которого является злоупотребление правом). Более того, добросовестность отражена в норме гражданского права, что свидетельствует о возможности признания добросовестности в качестве принципа права. М.К. Сулейманов относит принцип добросовестности к нравственно-этическим, в чем, бесспорно, просматривается нормативно-правовое закрепление нравственно-этических требований к поведению участников правоотношений.

Кроме того, анализируя работы цивилистов, можно установить, что добросовестность часто сравнивают с нравственностью, с набором определенных человеческих качеств индивида. При этом действия в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации являются законными, правомерными и добросовестными, даже с учетом возможных нарушений норм нравственности.

Список литературы

1. Агарков М.М. Проблема злоупотребления правом в советском гражданском праве // Известия АН СССР. Отделение экономики и права. 1946. № 6. С. 424–436.
2. Витрянский В.В. Гражданский кодекс и суд / В.В. Витрянский // Вестник Высшего арбитражного суда Российской Федерации. 1997. № 7. С. 132.
3. Загидуллин М.Р. К вопросу о принципах примирительных процедур / М.Р. Загидуллин, А.Р. Каримуллина // Вестник гражданского процесса. 2022. Т. 12. № 3. С. 70–83.
4. Скловский К.И. Собственность в гражданском праве / К.И. Скловский. 4-е изд. Москва : Статут, 2008. 920 с.
5. Сулейманов М.К. Понятие и способы защиты гражданских прав / М.К. Сулейманов // Правовое регулирование осуществления и защиты прав физических и юридических лиц : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию профессора В.Ф.
6. Суханов Е.А. Принципы гражданского права / Е.А. Суханов // Гражданское право : учебник. В 4 томах. Т. 1. Общая часть / Е.А. Суханов. Москва : Статут, 2016.

Остальные статьи