Бесспорность как конститутивный признак дел приказного производства и его влияние на процессуальный порядок их рассмотрения
Аннотация
В статье предпринята попытка анализа признаков дел приказного производства, обеспечивающих выделение данных дел из общей массы гражданских и административных дел. Автор приходит к выводу, что основным признаком дел приказного производства является бесспорность. Однако данный признак в процессуальном законе четко не регламентирован. Существующий порядок приказного производства не обеспечивает возможность судебной проверки бесспорности заявленного требования. Автор предлагает дела приказного производства разделить на две группы: условно бесспорные и условно спорные. Регулирование порядка рассмотрения каждой из указанных групп дел приказного производства должно иметь свои особенности, связанные с наличием механизма верификации бесспорности заявленного требования.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Арбитражный и гражданский процесс № 12/2025 |
| Страницы | 9-13 |
| DOI | 10.18572/1812-383X-2025-12-9-13 |
Динамичное развитие приказного производства на современном этапе существования цивилистического процесса осуществляется в нескольких направлениях, первым и весьма значимым из которых является количественное увеличение дел приказного производства как в абсолютном значении, так и относительно общего числа дел, рассматриваемых в судах. Согласно данным официальной судебной статистики в 2024 г. судами общей юрисдикции (с учетом дел приказного производства) рассмотрено 28 407 982 гражданских дел, из которых 24 496 460 гражданских дел рассмотрено с вынесением судебного приказа, что составляет 86,23% от всех рассмотренных судами общей юрисдикции гражданских дел (включая дела особого производства). Напомним, что в 2023 г. доля дел приказного производства в общем объеме рассмотренных судами общей юрисдикции гражданских дел составляла 85,33%, в 2022 г. — 84,43%; в 2021 г. — 83,84%; в 2020 г. — 85,11%; в 2019 г. — 80,55%. Таким образом, растет не только абсолютное число дел приказного производства (с 15 146 535 дел приказного производства в 2019 г. до 24 496 460 дел приказного производства в 2024 г.), что прогнозируемо в условиях роста общего числа рассматриваемых судами общей юрисдикции гражданских дел, но и доля дел приказного производства в общей массе рассматриваемых гражданских дел.
Второе направление связано с расширением института приказного производства за счет включения данного института в АПК РФ и КАС РФ в 2016 г. Причем здесь также заметно расширение приказного производства. Несмотря на то, что уже в 2017 г. арбитражными судами было вынесено около 338 тыс. судебных приказов (19,4% от общего числа рассмотренных дел), абсолютное большинство дел приказного производства пришлось на административные дела (269 254 дела). В порядке приказного производства были рассмотрены только 69 359 гражданских дел. В 2024 г. общее количество вынесенных судебных приказов уменьшилось и составило 311 208 дел (17,1% от общего количества рассмотренных дел), из которых количество гражданских дел составило 181 362 дела, административных дел — 129 846 дел. В 2020 г. доля дел приказного производства (238 413 дел приказного производства) в общем количестве рассмотренных арбитражных дел составляла 15,80%, в 2021 г. — 16,68%, в 2022 г. — 17,64%, в 2023 г. — 19,15% (340 157 дел приказного производства).
Увеличение относительных количественных показателей дел приказного производства связано с изменениями действующего процессуального законодательства. Так, в 2012 г. расширен перечень платежей, начисленных, но не выплаченных работнику, подлежащих взысканию в порядке приказного производства. В 2016 г. перечень дел приказного производства дополнен требованиями по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также услуг телефонной связи, обязательных платежей и взносов с членов товарищества собственников жилья или строительного кооператива. В 2019 г. вступили в силу изменения в ст. 122 ГПК РФ, направленные в том числе на расширение требований, по которым выдается судебный приказ (например, в части услуг не только телефонной связи, но и любой иной). В АПК РФ также вносились изменения, планомерно расширяющие сферу приказного производства. При этом за счет внедрения информационных технологий в цивилистический процесс упрощается сама процедура приказного производства. Например, заявление о вынесении (выдаче) судебного приказа может подаваться в электронной форме. Приказное производство рассматривается как перспективное направление для внедрения искусственного интеллекта в судопроизводство. Все эти изменения в целом отражают стремление Верховного Суда Российской Федерации увеличить объем дел искового производства в условиях повышения судебной нагрузки.
Обозначенные общими штрихами тенденции развития приказного производства в современном цивилистическом процессе заставляют очередной раз задуматься над правовой природой приказного производства, его законодательным регулированием и выделить основной признак дел приказного производства, позволяющий четко идентифицировать соответствующие дела и безболезненно реализовывать упрощенный порядок рассмотрения огромного количества юридических дел.
