Дата публикации: 27.11.2025

Возможности родительского просвещения как средства решения проблем при введении оценки поведения в общеобразовательных организациях

Аннотация

Цель. На данном этапе развития образовательной практики введение системы оценивания поведения обучающихся в образовательных организациях становится необходимой мерой, однако существует ряд вопросов, а также опасений как со стороны педагогов, так и родительской общественности. Данная ситуация определила цель статьи — выявление основных направлений работы с родительским сообществом по вопросу оценивания поведения в образовательных организациях. В статье представлены результаты исследования мнения педагогов общеобразовательных организаций и родителей обучающихся о целесообразности введения такой дисциплинарной практики, как оценивание поведения школьников. По итогам опроса профессионального и родительского сообществ определены риски, на минимизацию которых может быть направлена работа в области родительского просвещения, намечены основные пути решения выявленных проблем. Методология: в качестве методологической основы исследования выступает с истемный подход. Методы исследования: анализ научной литературы по вопросам оценивания поведения и дисциплины в образовательной организации; проведение онлайн-опроса педагогов общеобразовательных организаций и родителей обучающихся; анализ и обобщение полученных данных. Выводы. Результаты исследования подтверждают, что введение оценки поведения обучающихся как дисциплинарной практики целесообразно и может стать инструментом улучшения дисциплины в школе. Однако ряд проблемных аспектов, выявленных в ходе проведенного опроса, требует дальнейшего изучения, а сама система оценивания может быть усовершенствована по итогам исследований. Научная и практическая значимость состоит в обобщении и систематизации данных, полученных в результате изучения мнения профессионального и родительского сообществ относительно целесообразности применения оценивания поведения обучающихся как дисциплинарной практики; определении основных проблем, возникающих при введении такой дисциплинарной практики. Результаты исследования могут быть использованы в работе органов исполнительной власти всех уровней, научных и образовательных организаций, занимающихся поиском эффективных решений проблем школьной дисциплины.




Актуальность исследования обусловлена поручением Президента Российской Федерации «Правительству Российской Федерации совместно с межведомственной рабочей группой по вопросам развития системы образования, Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации организовать обсуждение с профессиональным и родительским сообществами вопросов о целесообразности: <…> введения оценки поведения в общеобразовательных организациях». Анонс введения оценки поведения в некоторых общеобразовательных организациях с 1 сентября 2025 г. вызвал большой общественный резонанс, публикации в СМИ мнения многочисленных экспертов, педагогов, родителей обучающихся, обсуждающих все возможные последствия такого нововведения (как положительные, так и отрицательные).

В связи с этим возникла необходимость проведения исследования, выявляющего отношение к оценке поведения педагогов общеобразовательных организаций и родителей обучающихся до начала апробации пилотного проекта в шести субъектах РФ.

Оценивание поведения не ограничивается только диагностической функцией (констатация имеющихся проблем с поведением), но и несет информационную нагрузку (предъявление эталона поведения, одобряемого как обществом в целом, так и образовательной организацией в частности). А.М. Макаренко писал: «Школа должна с первого же дня предъявлять к ученику твердые, непререкаемые требования советского общества, вооружать ребенка нормами поведения, чтобы он знал, что можно и чего нельзя, что похвально и что наказуемо». Следует отметить, что оценивание поведения необходимо не только для поддержания дисциплины в образовательной организации, но и для подготовки детей к жизни в гражданском обществе, к сознательному соблюдению законов, норм и правил, установленных государством и обществом.

Оценка может выполнять стимулирующую и мотивирующую функции. Как отмечают Э.Г. Патрикеева и А.Н. Гаращенкова, «оценка, высказанная педагогом, должна создавать условия для успешной деятельности учеников, способствовать продвижению вперед — это важные показатели педагогического мастерства учителя».

Это подтверждается результатами исследования проблемы дисциплины и дисциплинированности обучающихся учреждений профессионального образования (СПО, ВО). Исследователи, занимающиеся проблемами дисциплинированности студентов организаций среднего профессионального образования (СПО) и высшего профессионального образования (ВПО) (Н.А. Синельникова, В.А. Питкин, О.А. Снимщикова, Д.А. Романова (2014); В. Антонов (2016); Ф.Т. Галеева (2018)), признают, что «личностно-профессиональные качества (в том числе дисциплинированность) являются ресурсами жизнедеятельности индивида, факторами конкурентоспособности, психологическими детерминантами успешности жизнедеятельности в целом и профессиональной деятельности в частности». Таким образом, мы можем говорить о том, что проблема поддержания дисциплины является актуальной не только для системы общего образования, но для системы образования профессионального — как среднего, так и высшего. Школьники, усвоившие правила поведения, становятся добросовестными студентами организаций СПО и ВПО, что крайне важно для подготовки профессионально успешных специалистов: «Уровень дисциплинированности — один из индикаторов и прогностических критериев, позволяющий осуществлять прогнозирование личностного и профессионального развития человека, всесторонне анализировать его жизнедеятельность (в том числе профессиональную деятельность)».

Список литературы

1. Болдырев Н. Директор — организатор воспитательной работы / Н. Болдырев // Народное образование. 1955. № 1. С. 42–44.
2. Ичетовкина Н.М. Теоретическое обоснование вопросов школьной дисциплины в работах современных отечественных авторов / Н.М Ичетовкина. // Педагогика и психология образования. 2022. № 2. С. 47–60. DOI: 10.31862/2500-297X-2022-2-47-60
3. Макаренко А.С. Дисциплина и режим // Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. В 2 томах. Т. 1 / А.С. Макаренко ; ответственный редактор И.А. Каиров ; составитель Л.Ю. Гордин. Москва : Педагогика, 1977. 397 с.
4. Народное образование в СССР: общеобразовательная школа : сборник документов 1917–1973 гг. / ответственный редактор А.А. Абакумов. Москва : Педагогика, 1974. 558 с.
5. Патрикеева Э.Г. Психологические аспекты воздействия педагогической оценки на обучающихся / Э.Г. Патрикеева, А.Н. Гаращенкова // Молодой ученый. 2016. № 17 (121). С. 301–305.
6. Синельникова Н.А. Формирование дисциплинированности студентов вуза средствами физической культуры / Н.А. Синельникова, В.А. Питкин, О.А. Снимщикова, Д.А. Романов // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ». 2014. № 5. С. 130–139.
7. Фомина Н.И. Воспитание сознательной дисциплины как условие формирования гражданственности младших школьников / Н.И. Фомина // Социальная среда как фактор гражданского воспитания : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным уча
8. Шлюбуль Е.А. Квалиметрическая оценка дисциплинированности студентов вуза / Е.А. Шлюбуль, Н.А. Синельникова, М.Л. Романова, Д.А. Романов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2012. № 7 (89). С. 145–150.

Остальные статьи