Возможности родительского просвещения как средства решения проблем при введении оценки поведения в общеобразовательных организациях
Аннотация
Цель. На данном этапе развития образовательной практики введение системы оценивания поведения обучающихся в образовательных организациях становится необходимой мерой, однако существует ряд вопросов, а также опасений как со стороны педагогов, так и родительской общественности. Данная ситуация определила цель статьи — выявление основных направлений работы с родительским сообществом по вопросу оценивания поведения в образовательных организациях. В статье представлены результаты исследования мнения педагогов общеобразовательных организаций и родителей обучающихся о целесообразности введения такой дисциплинарной практики, как оценивание поведения школьников. По итогам опроса профессионального и родительского сообществ определены риски, на минимизацию которых может быть направлена работа в области родительского просвещения, намечены основные пути решения выявленных проблем. Методология: в качестве методологической основы исследования выступает с истемный подход. Методы исследования: анализ научной литературы по вопросам оценивания поведения и дисциплины в образовательной организации; проведение онлайн-опроса педагогов общеобразовательных организаций и родителей обучающихся; анализ и обобщение полученных данных. Выводы. Результаты исследования подтверждают, что введение оценки поведения обучающихся как дисциплинарной практики целесообразно и может стать инструментом улучшения дисциплины в школе. Однако ряд проблемных аспектов, выявленных в ходе проведенного опроса, требует дальнейшего изучения, а сама система оценивания может быть усовершенствована по итогам исследований. Научная и практическая значимость состоит в обобщении и систематизации данных, полученных в результате изучения мнения профессионального и родительского сообществ относительно целесообразности применения оценивания поведения обучающихся как дисциплинарной практики; определении основных проблем, возникающих при введении такой дисциплинарной практики. Результаты исследования могут быть использованы в работе органов исполнительной власти всех уровней, научных и образовательных организаций, занимающихся поиском эффективных решений проблем школьной дисциплины.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Юридическое образование и наука № 11/2025 |
| Страницы | 29-35 |
| DOI | 10.18572/1813-1190-2025-11-29-35 |
Актуальность исследования обусловлена поручением Президента Российской Федерации «Правительству Российской Федерации совместно с межведомственной рабочей группой по вопросам развития системы образования, Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации организовать обсуждение с профессиональным и родительским сообществами вопросов о целесообразности: <…> введения оценки поведения в общеобразовательных организациях». Анонс введения оценки поведения в некоторых общеобразовательных организациях с 1 сентября 2025 г. вызвал большой общественный резонанс, публикации в СМИ мнения многочисленных экспертов, педагогов, родителей обучающихся, обсуждающих все возможные последствия такого нововведения (как положительные, так и отрицательные).
В связи с этим возникла необходимость проведения исследования, выявляющего отношение к оценке поведения педагогов общеобразовательных организаций и родителей обучающихся до начала апробации пилотного проекта в шести субъектах РФ.
Оценивание поведения не ограничивается только диагностической функцией (констатация имеющихся проблем с поведением), но и несет информационную нагрузку (предъявление эталона поведения, одобряемого как обществом в целом, так и образовательной организацией в частности). А.М. Макаренко писал: «Школа должна с первого же дня предъявлять к ученику твердые, непререкаемые требования советского общества, вооружать ребенка нормами поведения, чтобы он знал, что можно и чего нельзя, что похвально и что наказуемо». Следует отметить, что оценивание поведения необходимо не только для поддержания дисциплины в образовательной организации, но и для подготовки детей к жизни в гражданском обществе, к сознательному соблюдению законов, норм и правил, установленных государством и обществом.
Оценка может выполнять стимулирующую и мотивирующую функции. Как отмечают Э.Г. Патрикеева и А.Н. Гаращенкова, «оценка, высказанная педагогом, должна создавать условия для успешной деятельности учеников, способствовать продвижению вперед — это важные показатели педагогического мастерства учителя».
Это подтверждается результатами исследования проблемы дисциплины и дисциплинированности обучающихся учреждений профессионального образования (СПО, ВО). Исследователи, занимающиеся проблемами дисциплинированности студентов организаций среднего профессионального образования (СПО) и высшего профессионального образования (ВПО) (Н.А. Синельникова, В.А. Питкин, О.А. Снимщикова, Д.А. Романова (2014); В. Антонов (2016); Ф.Т. Галеева (2018)), признают, что «личностно-профессиональные качества (в том числе дисциплинированность) являются ресурсами жизнедеятельности индивида, факторами конкурентоспособности, психологическими детерминантами успешности жизнедеятельности в целом и профессиональной деятельности в частности». Таким образом, мы можем говорить о том, что проблема поддержания дисциплины является актуальной не только для системы общего образования, но для системы образования профессионального — как среднего, так и высшего. Школьники, усвоившие правила поведения, становятся добросовестными студентами организаций СПО и ВПО, что крайне важно для подготовки профессионально успешных специалистов: «Уровень дисциплинированности — один из индикаторов и прогностических критериев, позволяющий осуществлять прогнозирование личностного и профессионального развития человека, всесторонне анализировать его жизнедеятельность (в том числе профессиональную деятельность)».
