Дата публикации: 04.12.2025

К вопросу о допустимости финансового стимулирования донорства органов и тканей в Российской Федерации

Аннотация

Статья посвящена исследованию правовых аспектов допустимости материального вознаграждения доноров органов и тканей. В настоящее время система изъятия органов не допускает предоставления какого-либо компенсационного обеспечения донорам, в том числе возмещения необходимых расходов. На основе анализа зарубежных моделей поощрения донорства обосновывается целесообразность закрепления в отечественном законодательстве мер государственной поддержки через механизмы нефинансового и косвенного вознаграждения доноров.




Вопросы сохранения здоровья человека и продления его жизненного пути традиционно занимают особое место на всем протяжении развития научной и практической мысли. Находясь на стыке взаимодействия различных отраслевых наук, современная медицина в своем развитии неизбежно сталкивается с устоявшимся правовым формализмом. Реалии сегодняшнего дня таковы, что сфера здравоохранения в силу своей социальной значимости нуждается в регулярной корректировке подходов правового регулирования, замене малоэффективных норм.

В условиях развития российского правового пространства особого внимания заслуживают вопросы нормативного обеспечения донорства органов и тканей человека. Несмотря на действующую презумпцию согласия на посмертное изъятие органов и тканей, проведение операции по трансплантации в нашей стране сопровождается дефицитом донорских органов. Тысячи людей ежегодно погибают в листе ожидания, так и не дождавшись своего донора.

Проблема нехватки органов не может быть решена исключительно с помощью медицинских достижений. Представляется, что указанное обстоятельство обусловливает потребность в формировании эффективных правовых механизмов стимулирования донорства органов и введения мер социальной поддержки, не сводимых к оплате стоимости изъятого трансплантата.

Система посмертного и прижизненного донорства в Российской Федерации построена на принципах добровольности, альтруизма и недопустимости извлечения прибыли. В соответствии с абз. 4 ст. 1 и ст. 15 Закона РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (далее – Закон о трансплантации) органы и ткани человека не могут быть предметом купли-продажи. На невозможность возмездного отчуждения указывает и Стамбульская декларация о торговле органами и трансплантационном туризме.

В целом идея финансовой нейтральности донорства основывается на недопущении дискриминации и эксплуатации социально уязвимых слоев населения. Предоставление возможности получать материальное вознаграждение за изъятый орган трансформирует институт донорства из акта бескорыстного альтруизма в инструмент решения финансовых проблем.

Список литературы

1. Киктенко К.Г. Цивилистические основания донорства / К.Г. Киктенко, А.А. Кирилина // Закон. 2023. № 8. С. 179–207.
2. Ксенофонтова Д.С. Правовое и биоэтическое изменение коммодификации человеческих, в том числе биопринтных, органов и тканей / Д.С. Ксенофонтова // Lex russica (Русский закон). 2020. Т. 73. № 9. С. 100–107.
3. Caulfield T. Incentives and organ donation: what’s (really) legal in Canada? / T. Caulfield, E. Nelson, B. Goldfeldt, S. Klarenbach // Canadian Journal of Kidney Health and Disease. 2014. Vol. 1. P. 1–7. DOI: 10.1186/2054-3581-1-7
4. Ghods A.J. The history of organ donation and transplantation in Iran / A.J. Ghods // Experimental and clinical transplantation: official journal of the Middle East Society for Organ Transplantation. 2014. Vol. 12. P. 38–41.
5. Levy M. State incentives to promote organ donation: honoring the principles of reciprocity and solidarity inherent in the gift relationship / M. Levy // Journal of Law and the Biosciences. 2018. Vol. 5. P. 398–435.

Остальные статьи