Правоотношение оказания медицинских услуг
Аннотация
В статье проведен анализ правоотношения по оказанию медицинских услуг. Целью статьи являлось доказательство отсутствия единого правоотношения по оказанию медицинской помощи. Доказано, что медицинская услуга является разновидностью медицинской помощи, а также то, что понятия медицинской помощи и медицинской услуги не являются взаимоисключающими. Рассмотрена структура правоотношения оказания медицинских услуг, субъекты, содержание и объект. Доказано, что правоотношение оказания медицинских услуг является относительным и обязательственным правоотношением.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Медицинское право № 04/2025 |
| Страницы | 12-16 |
Медицинское право, будучи комплексным правовым образованием, регулирует разнородные общественные отношения в сфере медицины. Законодательством предполагается, что к общественным отношениям при осуществлении медицинской деятельности относится общественное отношение по оказанию медицинской помощи. Правовое регулирование данного общественного отношения неоднородно и тем самым создает неопределенность понятия медицинского правоотношения по оказанию медицинской помощи.
Основным законом, предназначенным для регулирования данного отношения, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323-ФЗ). В данном законе используются понятия медицинской помощи и медицинской услуги (п. 3, 4 ч. 1 ст. 2 ФЗ № 323-ФЗ), при этом понятие медицинской помощи определено через понятие медицинской услуги. Такое определение понятия медицинской помощи создает разногласия в практической деятельности медицинских работников и юристов. В частности, существует воззрение о том, что понятия медицинской помощи и медицинской услуги не должны отождествляться, потому что медицинская помощь представляет собой разновидность социальной помощи со стороны государства, а медицинская услуга предполагает возмездность. Такой взгляд основан на толковании ст. 41 Конституции РФ, которая закрепляет такое социальное право человека и гражданина, как право на медицинскую помощь, при этом понятие медицинской услуги не используется в тексте Конституции РФ вообще.
Терминологическая дихотомия не должна приводить к неверному пониманию существа возникающего правоотношения, данная дихотомия должна нивелироваться и сводиться к идее о том, что суть правоотношения должна быть единой как в случае с оказанием медицинской помощи, так и в случае оказания медицинских услуг. Последующий анализ структуры и существа отношения по оказанию медицинской помощи и его правового регулирования позволит доказать данную позицию.
Структура правоотношения традиционно состоит из субъектов, содержания правоотношения и объекта правоотношения. Существует дискуссия относительно того, как именно понимать содержание правоотношения, а также относительно необходимости включения объекта правоотношения в структуру правоотношения. Для полноты представления о медицинском правоотношении оказания медицинских услуг следует исходить из того, что содержанием данного правоотношения будут являться права и обязанности субъектов правоотношения, а также поведение, являющееся осуществлением прав и исполнением обязанностей в правоотношении. Объект правоотношения оказания медицинских услуг должен быть рассмотрен в качестве элемента структуры данного правоотношения.
Субъекты правоотношения по оказанию медицинских услуг. ФЗ № 323-ФЗ не дает, подобно многим другим законодательным актам, прямого ответа на вопрос относительно того, кто является или может являться субъектом правоотношения по оказанию медицинских услуг, в то же время из основных понятий можно сделать вывод о том, кто именно должен признаваться субъектом данного правоотношения.
