Правовое положение уполномоченного органа при утверждении мирового соглашения по делу о банкротстве (проблемы обеспечения баланса частных и публичных интересов)
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы участия уполномоченного органа в мировом соглашении по делу о банкротстве. В работе представлены правоприменительные подходы по вопросу возможности установления особых условий погашения требований перед бюджетом при заключении мирового соглашения в рамках дела о банкротстве. Автор исследует правовые основания установления особого статуса требований перед бюджетом при заключении мирового соглашения по делу о банкротстве.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Налоги № 04/2025 |
| Страницы | 26-29 |
| DOI | 10.18572/1999-4796-2025-4-26-29 |
Федеральная налоговая служба уполномочена представлять требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей) в делах о банкротстве.
Статья 11 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее также — Закон о банкротстве) предусматривает в целом равные права для всех кредиторов, в том числе уполномоченных органов.
Однако результаты системного анализа положений действующего законодательства Российской Федерации указывают на ряд особенностей статуса налогового органа в делах о банкротстве.
В отечественной и зарубежной доктрине особенный статус уполномоченного органа в делах о банкротстве зачастую основан на концепции «государство — невольный кредитор несостоятельного должника» (involuntary creditor).
С.С. Извеков отмечает, что концепция «государство — невольный кредитор несостоятельного должника» (involuntary creditor), предполагая общий приоритет требований налогового органа в делах о несостоятельности (банкротстве), может иметь разную реализацию — отдельные преимущественные права налогового органа, повышенная очередность удовлетворения требований и др.
