Дата публикации: 04.12.2025

Налог на проценты по вкладам физических лиц как индикатор экономической ситуации

Аннотация

В статье рассматривается эволюция подходов к налогообложению процентных доходов, получаемых физическими лицами по вкладам в банках, с момента утверждения на территории Российской Федерации рыночных отношений. Показано, что выбор всегда определялся экономической ситуацией, был ее отражением и прошел несколько стадий, разделяющихся между собой различным восприятием роли налога, которую он должен выполнять в экономике. Исходя из этого, объясняются причины его прошлых и нынешней модификаций.




Макроэкономическая стабильность и налоги Экономическая политика государства обычно рассматривается как совокупность мер, в которых находят свое воплощение действия государства по регулированию социально-экономических процессов в целях достижения целевых показателей национального развития. В то же время на конкретных мерах экономической политики неизбежно отражаются те условия, в которых она проводится, поскольку в своей совокупности именно они формируют тот перечень задач и проблем, с успешным решением которых связываются возможности указанного развития.

Несмотря на то что основным вектором экономической политики Российской Федерации по-прежнему является «сохранение макроэкономической стабильности», надо понимать, что условия, в которых такая стабильность должна быть обеспечена, к настоящему времени не только поменялись, но и существенно подняли роль государства в управлении экономикой. Нейтрализация санкций и поддержание роста ВВП, формирование открытой, привлекательной для иностранных инвесторов экономики и выполнение социальных обязательств перед населением, комплексное развитие регионов и повышение благосостояния граждан олицетворяют собой те направления экономической политики, на которых сходятся интересы всех экономических агентов. Эти интересы способно сбалансировать только государство, которое в силу присущих ему функций осуществляет накопление и распределение финансовых ресурсов, которые должны быть достаточными для того, чтобы ни одна сфера экономики, особенно социальная, не пострадала от нехватки финансирования.

Хорошо известно, что финансовые ресурсы дает государству налоговая система: любые проекты и меры, имеющие антикризисную, социальную, инвестиционную и иную стратегически значимую направленность, требуют бюджетных вливаний. Поэтому изменения, которые затрагивают сферу экономических отношений под влиянием как внутренних, так и внешних факторов, рано или поздно дают о себе знать в модификациях налоговой системы, направленных на ее адаптацию к тем задачам, которые она должна решать в новых условиях. Модификации, которые коснулись подоходного налогообложения, такие прежде всего, как восстановление прогрессивной шкалы НДФЛ и обновление налоговых условий для вкладчиков, являются в этом смысле мерами, которые строго вписаны в экономический контекст и, собственно, им вызваны к жизни. Но если прогрессивную шкалу принято в сложившейся традиции связывать со справедливостью налогообложения, вокруг которой всегда разворачиваются дискуссии, то налог на проценты по банковским вкладам, подвергшийся серьезной переработке с 1 января 2021 г., не имея очевидных внутренних связей со справедливостью — ведь крупные банковские вклады могут принадлежать гражданам с низкой заработной платой, — несет на себе отпечаток новых экономических ориентиров, на основе которых выстраивается современный облик российской налоговой системы. Изменения, которые были внесены в ст. 214.2 НК РФ, формально носят точечный характер, но по своему содержанию переопределяют функциональное назначение налога на проценты и задают новую парадигму его взимания. Поэтому для того, чтобы понять сущность изменений, недостаточно ограничиваться их внешней стороной, но важно рассматривать эту парадигму в ее развитии.

Список литературы

1. Бычков А. О налогообложении процентов по банковскому депозиту. Как сохранить накопления и защитить их от инфляции / А. Бычков // Финансовая газета. 2016. 24 ноября.
2. Демченко М.В. Роль Банка России в обеспечении стабильности финансового рынка в условиях санкций недружественных государств / М.В. Демченко, А.Н. Самохина // Финансовое право. 2024. № 8. С. 22–26.
3. Меллингхофф Р. Конституционные аспекты налогового права Германии / Р. Меллингхофф // Налоговед. 2006. № 8. С. 26–30.
4. Орлова О.Е. Займы сотрудникам АУ / О.Е. Орлова // Руководитель автономного учреждения. 2014. № 1. С. 49–58.
5. Сашичев В.В. Об основных итогах контрольной работы налоговых органов и проблемах ее совершенствования / В.В. Сашичев // Налоговый вестник. 2002. № 8. С. 12–16.
6. Оценка результатов реформы подоходного налога в Российской Федерации / С. Синельников-Мурылев, С. Баткибеков, П. Кадочников, Д. Некипелов. Москва : Институт экономики переходного периода, 2003. 139 с.
7. Вафина Г.Р. Комментарий к Федеральному закону от 22 мая 2003 г. № 55-ФЗ «О внесении изменений в статьи 217 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» / Г.Р. Вафина // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров

Остальные статьи